Рапута В.Ф.   Коковкин В.В.   Морозов С.В.  

Модели и методы мониторинга загрязнения окрестностей автомагистралей

Reporter: Рапута В.Ф.

Автомобильный транспорт является одним из основных загрязнителей воздушной среды крупных городов. Характерными загрязняющими веществами являются оксиды серы и азота, тяжелые металлы, в частности, свинец, органические продукты неполного сгорания компонентов топлива, например, полиароматические углеводороды. Также нельзя недооценивать и выбросы пыли, поднимаемой автомобилями с поверхности дорог.
Разработана малопараметрическая модель оценивания выпадений полидисперсной примеси от линейного источника. Для описания процессов распространения примесей в атмосфере использовались численные и аналитические решения полуэмпирического уравнения турбулентной диффузии. Учет эффектов полидисперсности проводили с использованием двойного гамма-распределения.
Проведена апробация построенной модели на данных маршрутных наблюдений аэрозольного загрязнения снегового покрова полиароматическими углеводородами, макрокомпонентами в окрестности Советского шоссе г. Новосибирска. Показана значительная неоднородность состава выпадающих аэрозольных примесей. Выявлены высокие уровни содержания ПАУ в снеге как вблизи, так и на большом удалении от автотрассы, что указывает на значительное загрязнение атмосферного воздуха мелкодисперсными компонентами. Участок автотрассы, в окрестности которой проводился отбор снеговых проб, направлен с юго-востока на северо-запад, что позволило использовать для проведения оценивания полей аэрозольных выпадений примесей также и упрощенную модель.
Обсуждаются результаты оценивания полей выпадений компонентов ПАУ, сульфатов, нитратов, натрия, хлорида и др. за зимние периоды 2000 – 2010 г.г. Данные численного восстановления полей концентраций вполне согласуются с измерениями в контрольных точках. Следует также отметить, что учёт полидисперсности состава примесей позволяет проводить в рамках единой модели интерпретацию результатов экспериментальных исследований в значительном диапазоне расстояний.
Работа выполнена при финансовой поддержке Программы фундаментальных исследований Президиума РАН № 16.4, ИП СО РАН № 84.
 


To reports list