Мальцев М.А.   Щербаков Д.В.  

Законодательное решение проблемы курения в Российской Федерации

Докладчик: Мальцев М.А.

Введение. Курение является актуальной проблемой во всем мире, в том числе и России. Государственная власть предпринимала неоднократные попытки, чтобы законодательно ограничить эту вредную привычку россиян. Меры не были особо действенными.
Если оценить время между принятием управленческого решения в виде рассмотрению законопроекта «О защите здоровья населения от последствий потребления табака» [1] (октябрь 2012 г.) и до принятия его ГД РФ (февраль 2013 г.), можно отметить проявленную законодательную волю и быстроту в принятии решения.
Основной целью работы стал анализ результатов законодательной инициативы, направленной на снижение числа потребителей табака в России. Так, в 2012 г. законопроект предусматривал поэтапный запрет на курение в общественных местах. На первом этапе курить предлагалось запретить на детских площадках, в учебных заведениях и зданиях органов власти. Потом – в заведениях общепита и других местах, включая поезда, самолеты и даже судах дальнего плавания. С 1 января 2015 г. курение в общественных местах запрещено полностью.
Подобная инициатива законодателя вполне ожидаемо вызвала неоднозначную реакцию в обществе. Главный довод в пользу запрета – курение в России приняло поистине угрожающие масштабы. По данным правительства, в РФ курят 44 миллиона человек, то есть треть населения, включая детей. Ежегодно от табака умирают 400 тысяч человек, из-за преждевременных смертей, вызванных курением, бюджет ежегодно теряет 1,2 трлн. рублей или 6,3% ВВП [2]. Заболеваемость некоторыми онкологическими заболеваниями находится в прямой зависимости от потребления табака [3]. Международный опыт говорит, что запрет на курение в общественных местах стимулирует людей отказаться от вредной привычки. В Австралии, например, после введения такого запрета число курящих сократилось на 50%. Но то, что хорошо для других стран, может не подействовать в России. Другим аргументом стало то, что курильщики наносят вред не только себе, но и окружающим. Медики утверждают, что пассивное курение – значимый фактор развития онкологических заболеваний. У противников запрета аргумент только один, но оттого не менее веский. Запретами проблему не решишь – курить все равно будут, пусть и под страхом наказания.
Цель вышеназванного закона - снизить до 2020 г. количество курильщиков в России с 39 до 25 процентов от взрослого населения страны. С 1 июня 2013 года было запрещено курение в органах государственной и муниципальной власти (в частности, курительная комната была закрыта в Госдуме); был введен запрет на курение возле станций метрополитена; полностью запрещена реклама табачных изделий. С 1 января 2014 года: было проведено повышение акцизов и налогов на табачные изделия. Вопрос был рассмотрен во время принятия нового бюджета страны. Как отметил первый зампредседателя комитета Госдумы по охране здоровья Николай Герасименко, в настоящее время акциз на сигареты в России составлял 30 процентов, в то время как на Западе его величина достигает в некоторых странах и 70 процентов. С 1 июня 2014 года также было запрещено курение в ресторанах и гостиницах; был введен запрет на курение на вокзалах и в поездах дальнего следования; запрет на курение в электричках и на платформах.
Основной результат. Учитывая накопленный фактический материал можно отметить парадоксальность сложившейся ситуации в России, подчеркивающую различия от подобных запретов в Евросоюзе. Например, принятый закон не вызвал всплеска публикаций в СМИ, которые бы защищали права курящих, выявляя случаи их дискриминации, или приводила свидетельства нарушение прав владельцев заведений общественного питания из-за отсутствия возможности выбирать формат работы. Следующее, это то, что на реализацию закона в России практически не было затрачено средств бюджета (в виде компенсаций предпринимателям, за потерю клиентов или рабочих мест). Вклад в ситуацию законодательного запрета курения активизации «черного рынка табака» сложно оценить. Необходимо отметить, что закон получил поддержку не только абсолютного большинства некурящих, и, как ни странно, большинства курящих. В других странах другие социальные методы решения проблемы (социальная реклама, уроки здоровья в школе, родительский контроль) были более дорогостоящими, но более эффективными, так как направлены на конкретного человека, а не только на нарушителей.

Файл с полным текстом: Мальцев_Щербаков_ОмГМУ.doc


К списку докладов

Комментарии

Имя:
Код подтверждения: