Белоусова С.И.   Качурина Е.С.  

Осушка и очистка топливных баков и магистралей ракет космического назначения

Докладчик: Белоусова С.И.

             В городе Омске на производственном объединении (ПО) "Полёт" планируется изготовление ракет космического назначения (РКН) семейства "Ангара", соответственно, вопросы осушки и очистки топливных баков и магистралей в процессе изготовления является одной из затратных операций, поэтому нужны экологически безопасные методы.
Очистка агрегатов и узлов, топливных отсеков ступеней РКН в условия производства связано с использованием озоноразрушающих веществ, например, хладона ХФУ-113, что является предметом международных ограничений.

            Критическим для ракетно-космической деятельности стал ввод запрета на производство и потребление хладона ХФУ-113 в промышленности. «Являясь универсальным растворителем, обладающим высокими технологическими и потребительскими качествами, хладон ХФУ-113 широко используется в технологиях очистки-обезжиривания, контроля прочности и герметичности в производстве узлов и агрегатов изделий ракетно-космической техники, в том числе: расходной арматуры, топливных баков, прецизионных гироблоков и акселерометров систем управления, других приборов и систем точной механики».По результатам рассмотрения, изучения и анализа патентно-информационной базы, основываясь на таких критериях как осушка и очистка топливных баков, были сравнены направления и выбрано наиболее приоритетное.
          Данным направлением явилось исследование, использующее в качестве осушки и очистки топливных систем объединение двух направлений, таких как ультразвуковая очистка и подача газа, жидкости с заданными физико-химическими свойствами в замкнутые объёмы, обусловленное  тем, что не малая часть из найденных патентов рассматривало именно такую систему.
           Основным моментом предлагаемой технологии является синтез заданных физико-химических параметров (температуры, массовый секундный расход, теплоёмкость, химический состав) подаваемых теплоносителей для нейтрализации каждого из баков и параметров ультразвукового воздействия (частоты и амплитуды) на подаваемый теплоноситель или конструкцию очищаемого объекта.
Данная методика основана на разработке Омского конструкторского бюро (КБ) “Полёт”, по нейтрализации топливных баков ракет после слива горючего несимметричного диметилгидразина (НДМГ), путем применения ультразвуковых технологий . Метод ультразвуковой нейтрализации создавался и был практически отработан при совместной работе КБ ПО «Полет» НИИТМ  и полигоном Капустин Яр. В основу метода были заложены опытно-конструкторские работы (ОКР), проводимые на полигоне “Капустин Яр” по отработке жидкостью метода нейтрализации топливных систем. Другой элемент методики основан на подаче горячих теплоносителей в топливные баки отработанной ступени после выключения маршевого ЖРД и газификации остатков топлива в условия пассивного полёта.

Файл тезисов: Белоусова.docx
Файл с полным текстом: Белоусова.docx
Файл презентации: ОмГТУ Белоусова.pptx


К списку докладов

Комментарии

Имя:
Код подтверждения: