Фестиваль актуального научного кино «360°»

10 - 17 октября 2012 г., Москва

Рубрики: Культурология, Разное

URL мероприятия: http://360.polymus.ru/

Описание:

10–17 октября 2012 года, Москва, Политехнический музей и др.

Фестиваль 360˚ — это:

  • самые интересные и актуальные киноработы, созданные в мире за последние 2 года;
  • поиск новых идей и форм выражения научной мысли и исследовательских процессов языком кино;
  • возможность взглянуть на научные факты под любым углом, в том числе и сточки зрения их социальной значимости площадка для диалога науки, искусства и общества.

Аудитория Фестиваля 360˚:

  • студенты, активные молодые люди, открытые для познания и исследования всего нового;
  • профессиональные сообщества кинодокументалистов и ученых.

Программа Фестиваля 360˚:

  • современные документальные фильмы, рассказывающие о научных идеях и исследованиях, несущие в себе социальную составляющую и яркий авторский стиль;
  • лекции, дискуссии и мастер-классы с участием кинематографистов и непосредственных героев фильмов: ученых, исследователей, новаторов.

Расписания программ:

Площадки:

  • Политехнический музей (ПМ).
  • Московский Государственный Университет имени М.В. Ломоносова (МГУ).
  • Московский Государственный Технологический Университет им. Баумана (МГТУ).
  • Высшая Школа Экономики (ВШЭ).
  • Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ).
  • Московский физико-технический институт (МФТИ).
  • Всероссийский государственный университет кинематографии имени С. А. Герасимова (ВГИК).
  • Кинотеатр «Художественный» (К/т Худож-й»).
  • Кинотеатр «Факел» (К/т «Факел»).
  • Кинотеатр «Фитиль» (К/т «Фитиль»).
  • Мультимедиа Арт Музей (МАММ).
  • Московский институт стали и сплавов (МИСИС).

Основная программа:

Уровень развития цивилизации часто измеряется скоростью прогресса. Но что, если прогресс на самом деле ведет нас к краху? Бестселлер Рональда Райта «Краткая история прогресса», вдохновил режиссеров Мэтью Роя и Гарольда Крукса снять фильм о том, как древние цивилизации были уничтожены «ловушками прогресса». Соблазнительные новые технологии или религиозные убеждения рассчитанные на соответствие сиюминутным потребностям часто приносят в жертву будущее. Сегодня, когда природные ресурсы находятся на грани иссякания, а неверные шаги финансовой элиты приводят к банкротству целые страны, что поможет нам выйти из кризиса и обойти ловушки прогресса?

В 1995 году во время работы над фильмом «Триумф ботаников» о создателях первых персональных компьютеров Роберт Кринджели встретился со Стивом Джобсом и взял у него интервью. Беседа длилась более часа, однако в сериале было использовано только 10 минут, остальной материал долгое время считался безвозвратно утерянным.
Относительно недавно Кринджели наткнулся на интервью и увидел его в новом свете. По удивительному стечению обстоятельств ему удалось застать поворотный момент в жизни Джобса. Момент, когда он пережил головокружительный взлет, страшное падение и уже предвкушал новый взлет, еще более головокружительный.

На протяжении почти столетия существовал только один способ создать кино — на пленке. Фильмы снимали, монтировали и выпускали в свет, используя фотохимическую пленку. Но уже более двух десятилетий назад появилось цифровое производство, чтобы бросить вызов фотохимическому кинопроизводству. Киану Ривз, выступивший в роли продюсера, фильма лично беседует с Дэвидом Линчем, Кристофером Ноланом, Мартином Скорсезе, Джорджом Лукасом, Дэвидом Финчером и многими другими, о том, как изменилась их жизнь и принципы работы с появлением цифровых носителей.

Скорее случайно, чем намеренно швейцарский химик Альберт Хофман сделал весной 1943 года сенсационное открытие. Он понимал, что имеет дело с сильнодействующей молекулой, которая окажет влияние отнюдь не только на научный мир. Этот фильм рассказывает историю бурных взаимоотношений человечества и ЛСД с момента его синтеза до наших дней.
Серия интервью с самим Альбертом Хофманом, которые были записаны в 2008 г. прямо перед его столетним юбилеем (он умер в возрасте 102 лет), позволяет проследить историю зарождения вещества, а также заостряет внимание на его собственном участии в развитии этой истории в различных ролях на всем ее протяжении.

Большинству людей математика представляется абстрактной, загадочной, сложной и недосягаемой. И в то же время она — это тот язык, на которым мир разговаривает с нами. Математика может быть чувственной. У нее есть вкус, она звучит и имеет цвет. Ее можно ощутить и она может трогать...
Фильм Чувственная математика состоит из нескольких эпизодов. По одной на каждое чувство: вкус, зрение, обоняние, осязание, слух и чувство баланса, при этом в фокусе внимания прежде всего личность. Чувственная математика — это прежде всего людские истории, портреты с натуры, очень метко выхваченные из жизненного потока.

Весной 2005 фотограф Джеймс Балог отправился в экспедицию, ради того, чтобы найти наглядное подтверждения изменению климата. Не смотря на наличие научно доказанных фактов, Балог скептически относился проблеме и довольно цинично отзывался о методах ее исследования. Экспедиция на север открыла его глаза и вдохновила на дальнейшее исследование проблемы.
В фильме «Ускользающий лед» установленные особым способом камеры на протяжении нескольких лет фиксируют изменения таяние ледников. В завораживающе прекрасных кадрах годы сжимаются в секунды, и мы видим, как исчезают древние ледяные глыбы.

Сейчас, когда мировая экономика стоит на пороге катастрофы, всё больше людей задаются вопросом, как можно разумно изменить ее основные принципы.
В последние три года выдающиеся ученые и мыслители не спешили делать свои выводы относительно происходящего, однако в этом фильме они нарушают долгое молчание, чтобы рассказать, что на самом деле твориться в мире.
Их точка зрения сильно разнится с общепринятой позицией СМИ и высказываниями политиков, цель которых — упростить и отвлечь внимание общественности от реальных проблем.
Фильм «Четыре всадника» не занимается разбором стычек банкиров или критикой политиков и теориями тайных заговоров, он рассматривает систему, в которой мы существуем, и ищет способы её изменить.

В фильме «Реванш электромобиля» режиссер Крис Пейн вместе со съемочной группой проникает за закрытые двери компаний Nissan, GM, Tesla Motors — недавнего проекта Силиконовой долины, а также знакомится с независимым конструктором машин по имени Грэг «Гаджет» Эбботт, чтобы поведать о всеобщем возрождении производства электромобилей. Это новое поколение автомобилей, в которых не используется ни одной капли экспортного топлива, — будущее Америки: быстрые, стремительные и более экологичные, чем когда бы то ни было. Сейчас, когда каждый крупный производитель автомобилей переходит на производство новых электромоделей, фильм «Реванш электромобиля» стремится стать самым первым и самым лучшим в этой гонке и завоевать сердца зрителей по всему миру. Мы можем наблюдать, как эти машины постепенно превращаются из идеи в рабочий продукт и как их производители сражаются с экономикой, прессой, друг с другом и потребителями.

Пересадка сердца — это поражающая воображение процедура заключения соглашения о жизни, между донором и реципиентом: один погибает, а другой остается жить. Кто бы мог вообразить, что самый важный жизненный орган можно заменить, как мотор в машине? Кто мог предсказать, что люди, которые только что умерли, смогут отдать свое сердце и сохранить чужую жизнь?
Главные персонажи, показанные в этой картине и имеющие реальные прототипы, делают историю еще более поразительной, поверяя камере свои самые сокровенные переживания. Наконец, высококачественные архивные кадры и компьютерная анимация позволят вам понять историю и природу одного из величайших медицинских открытий нашего времени.
Каждый год в мире производится 4000 операций по пересадке сердца. Но еще 40000 нуждающихся в операции остаются без нее. Прочувствуйте всю глубину этих историй о жизни и смерти.

Фильм «Ядерное безумие» — это шокирующее разоблачение и, в то же время, история обитателей островов Тихого океана, которые пытаются пережить последствия после радиоактивного поражения. История разворачивается на далеких Маршалловых островах, где во время холодной войны вооруженные силы США взорвали 67 экспериментальных ядерных бомб, радиация от взрывов которых разнеслась над островами, заражая целые популяции. Ядерное безумие — это одновременно детективная история разоблачения и воодушевляющий пример мужества и решительности перед лицом страшной несправедливости, о которой до сих пор было неизвестно.

Существует ли лампочка, способная светить бесконечно? Как крошечный электронный чип может погубить весь продукт? Почему мы все чаще покупаем компьютеры, которые проще выкинуть, чем починить? Каким образом двое художников из Нью-Йорка продлевают срок эксплуатации айподов с помощью интернета?
Эта история началась в 1920х, когда был основан тайный картель, целью которого являлось ограничение срока эксплуатации ламп накаливания, благодаря чему электрическая лампочка стала первой жертвой политики запланированного устаревания товаров и превратилась из символа прогресса и инноваций в объект экспериментов конструкторов и бизнесменов, стремящихся повысить доходы и продажи любой ценой.

История шимпанзе по имени Ним, который в 1970е гг. стал центром важнейшего эксперимента. Целью эксперимента было доказать, что обезьяна способна усвоить и применять принципы человеческого общения. В фильме повествуется о необыкновенном путешествии Нима в обществе людей и об огромном влиянии, которое он оказал на тех, с кем сталкивался, — правдиво и беспристрастно рассказанная история обезьяны, из которой попытались сделать человека. То, что мы узнаем о его истинной сущности — и, конечно, о нашей тоже — это забавно, поразительно, а порой необыкновенно трогательно.

Однажды режиссер фильма Виктор Косаковский оказался в Аргентине и глядя на рыбака, стоящего на середине моста через реку, подумал: если мысленно продлить леску через всю Землю, где она выйдет? Оказалось, что леска выйдет в центре Шанхая. Так возникла идея фильма о людях, живущих друг у друга «над головой». Вертикальные оси проведены между Аргентиной и Китаем, Новой Зеландией и Испанией, Сибирью и Чили, Гавайями и Ботсваной. Авторский концептуальный угол зрения выявляет глубинные связи между людьми и ландшафтами, расположенными максимально далеко друг от друга.

Лекции

  • 11 октября в 20.30, Лекторий Политехнического музея, после показа фильма «Вещество»
    кардиолог, доктор медицинских наук, профессор кафедры факультетской терапии №1 Первого московского государственного медицинского университета им. И. М. Сеченова Дмитрий Напалков
    «Медицинская этика»

О таинственной связи между музыкой и математикой написано немало книг, как научных, так и художественных. Распространенным является мнение, что «поверить алгеброй гармонию» нельзя, а если и можно, то это будет как бы бесчувственно, неполноценно и формально (А.С. Пушкин, «Моцарт и Сольери»). Как ни парадоксально, именно алгебра, а точнее — отношения целых чисел, задающих звуковысотные соотношения, и определяют то, что мы называем гармонией в том смысле, что одни комбинации звуков звучат «хорошо» (гармонично), а другие — «плохо». Лектор не только покажет, но и даст услышать, как преобразовывались и изменялись математические принципы построения музыки с давних пор до наших дней.
О таинственной связи между музыкой и математикой написано немало книг, как научных, так и художественных. Распространенным является мнение, что «поверить алгеброй гармонию» нельзя, а если и можно, то это будет как бы бесчувственно, неполноценно и формально (А.С. Пушкин, «Моцарт и Сольери»). Как ни парадоксально, именно алгебра, а точнее — отношения целых чисел, задающих звуковысотные соотношения, и определяют то, что мы называем гармонией в том смысле, что одни комбинации звуков звучат «хорошо» (гармонично), а другие — «плохо». Лектор не только покажет, но и даст услышать, как преобразовывались и изменялись математические принципы построения музыки с давних пор до наших дней.

  • 14 октября в 16.00, Лекторий Политехнического музея, перед показом фильма «Чувственная математика»
    доцент ф-та Биоинженерии и Биоинформатики МГУ, МИЭФ ГУ-ВШЭ Дмитрий Первушин,
    «Математика музыки»

О таинственной связи между музыкой и математикой написано немало книг, как научных, так и художественных. Распространенным является мнение, что «поверить алгеброй гармонию» нельзя, а если и можно, то это будет как бы бесчувственно, неполноценно и формально (А. С.  Пушкин, «Моцарт и Сольери»). Как ни парадоксально, именно алгебра, а точнее — отношения целых чисел, задающих звуковысотные соотношения, и определяют то, что мы называем гармонией в том смысле, что одни комбинации звуков звучат «хорошо» (гармонично), а другие — «плохо». Лектор не только покажет, но и даст услышать, как преобразовывались и изменялись математические принципы построения музыки с давних пор до наших дней.

В лекции будет сделан краткий обзор нескольких проектов, посвященных исследованию способности человекообразных обезьян и некоторых других высокоорганизованных животных к усвоению простейших аналогов языка человека (языков-посредников). Будут рассмотрены черты сходства и отличия усвоенного обезьянами языка-посредника и языка человека. Также будет обсуждаться вклад полученных результатов в современные представления о мышлении животных.

Расписание мероприятий

Организаторы:
Политехнический музей,
Фонд Сколково,
Открытый университет Сколково.

Источник информации: http://elementy.ru/