Макеева О.В.  

Использование новейших информационных технологий как способ адаптации библиотек к современной социально-культурной среде

В современных научных исследованиях в области библиотековедения характерно преобладание работ, в которых адаптация рассматривается в аспекте профессиональной деятельности сотрудников (первичная и вторичная адаптация). Изучение ее как неотъемлемого свойства любой сложной социально-экономической системы (в нашем случае библиотеки) практически не встречается.
Как сложный феномен общественного бытия адаптация означает совокупность процессов, вызываемых изменениями как во внешней, так и во внутренней среде библиотек, и направленных на достижение нарушенного баланса или равновесия. Эти процессы непрерывны, поскольку абсолютная адаптация не достижима. Все это обусловливает необходимость глубокого и разностороннего изучения адаптационных процессов с разных позиций и в аспекте разных наук.
В социологии, экономике и теории организаций разработаны различные подходы к пониманию данной проблематики, разработаны свой терминологический аппарат и классификационные схемы, выявлены различные механизмы процессов адаптации. При всем многообразии подходов все же можно выделить общие элементы и блоки, характерные для любого субъекта экономической и социальной жизни, в том числе и библиотеки.
Одним из активно использующихся ныне способов адаптации можно считать бурное развитие электронных ресурсов с использованием новых информационных технологий. Большинство из них уже можно считать адаптационной нормой: сайт, электронный каталог и электронная библиотека, виртуальная справка и выставки. Без наличия этих элементов уже невозможно представить себе деятельность библиотеки, особенно крупной. Но их развитие на современном этапе достигло определенного порогового уровня, когда необходим либо переход на качественно новую ступень развития, либо существенное развитие объема имеющихся ресурсов, что во многом ограничено законодательными, финансовыми и кадровыми проблемами. В то же время, у некоторых  центральных библиотек субъектов Сибирского и Дальневосточного ФО до сих пор либо нет своих сайтов (Областная универсальная научная библиотека им. Шолом-Алейхема и Чукотская окружная публичная универсальная библиотека им. Тан-Богораза), либо они появились совсем недавно (например, у Национальной библиотеки Республики Тыва официальный сайт появился лишь в июле 2011 г.).
Кроме того, высокая динамика изменений во внешней среде вынуждает библиотеки искать новые средства и способы адаптации с использованием информационных технологий, позволяющим эффективно отвечать на «вызовы» внешней среды. Но наличия всех указанных виртуальных услуг сегодня уже не достаточно, поэтому библиотеки ищут и разрабатывают новые адаптационные технологии. 
Одним из примеров таких технологий следует назвать использование социальных сетей и веб-сервисов: Facebook, Twitter, YouTube, LiveJournal, Flickr, Blogspot, «ВКонтакте», «Одноклассники» и др. В настоящее время многие крупные библиотеки России и субъектов федеральных округов уже имеют свои страницы в указанных сетях и сервисах (РГБ, РНБ, ГПНТБ России, ГПНТБ СО РАН, Российская государственная библиотека для молодежи, Новосибирская государственная областная научная библиотека, Государственная универсальная научная библиотека Красноярского края и др.).
В связи с этим, хотелось бы отметить, что в отчетах American Library Association (ALA)  2010 – 2011 гг., которая значительно раньше начала уделять внимание данному направлению, особо выделен раздел Social Networking. Согласно приведенным данным, все больше библиотек США расширяет свое присутствие в социальных медиа (терминология ALA), все больше руководителей высшего и среднего звена осознают необходимость этой работы. Так из 900 опрошенных респондентов 92,2% назвали инструменты Web 2.0 важными в реализации и продвижении библиотечных услуг, при этом социальные сети и блоги занимают первые места по популярности использования (78,6% и 51,9% соответственно).
По этому критерию у американских библиотек лидируют Facebook и Twitter, а также блоги, размещаемые на различных платформах. Респонденты отметили, что указанные социальные медиа используются с разными целями, например, Facebook эффективен для установления обратной связи с пользователями и получения быстрой оценки продуктов и услуг. Twitter – это эффективное средство распространить новости библиотеки или напомнить о чем-нибудь. Блоги – полезный инструмент для внедрения новых продуктов и услуг, позволяющий избежать многих ошибок и неудач, благодаря использованию метода обратной связи с пользователями.
В российской библиотечной практике на сегодняшний день еще не сложилось столь четкое осознание целей использования социальных сетей и их возможностей, поэтому пока нет достаточного понимания, каким образом это направление может помочь библиотекам в достижении успешной адаптированности.
Небольшой пока еще опыт работы ГПНТБ СО РАН в социальных сетях дает все-таки первые результаты для анализа и теоретических обобщений в целях дальнейшего практического использования в вопросах адаптации библиотеки в условиях меняющейся внешней среды.
Таким образом, быстрое развитие Интернет и столь же быстрое увеличение его пользователей требует от библиотек незамедлительного реагирования на данную тенденцию. Успешность и эффективность адаптации определяются скоростью и адекватностью ответа на изменения условий внешней среды, поэтому использование новых информационных технологий является сегодня одним из наиболее потенциально многообещающим направлением адаптационных технологий.
 


К списку докладов