Лакизо И.Г.  

Роль академических библиотек в предоставлении доступа к интернет-ресурсам

Результаты социологического исследования роли академических библиотек в предоставлении доступа к цифровой информации показывают, что в эпоху электронных коммуникаций изменился характер присутствия академических библиотек на рынке информационных услуг.

Библиотеки обладают потенциальным преимуществом в деле информирования пользователей и имеют хорошие шансы развить этот потенциал в свое конкурентное преимущество на рынке информационных услуг в Интернет-среде.

Педагогическая функция библиотеки в условиях Интернет-среды в значительной степени теряет свое значение, но не исчезает окончательно. Ее реализация при работе с членами научного сообщества требует выработки новых форм и методов.
Пользователи высоко оценивают роль академических библиотек в преодолении барьеров, возникающих вследствие деятельности создателей документов и посредников в сфере документных коммуникаций, а также субъективных барьеров. Меньше всего пользователи полагаются на помощь библиотеки в отборе документов (количественные и качественные барьеры).

Основные причины, по которым пользователи отказываются от услуг библиотеки, связаны с барьерами воображения и с территориально-временными барьерами.
Укреплению позиций академических библиотек на рынке электронных документных коммуникаций способствуют следующие меры:
1. Развитие Web-сервисов и механизмов дистанционного обслуживания (например, виртуальная справка, дистанционный заказ документов, дистанционный заказ и оплата платных услуг, курьерская доставка и др.)
2. Повышение интерактивности программного обеспечения, используемого пользователями в библиотеке.
3. Пересмотр технологии предоставления доступа к изданиям, отсутствующим в открытом доступе и доступным в настоящее время с компьютеров библиотеки (в т.ч. развитие сетевого доступа).
4. Оптимизация внутрибиблиотечных процессов, направленная на снижение временных затрат при комплектовании библиотечных фондов, обработке новых поступлений, обслуживании читателей.
5. Стимулирование активности пользователей и продвижение библиотечных услуг.
6. Повышение уровня комфортности обслуживания.
7. Выработка новых подходов к обучению пользователей.


К списку докладов