Кожевникова Е.С.  

Инновационное развитие библиотеки вуза: социокультурный аспект

Вузовская библиотека выполняет роль социального института нового информационного общества, построенного на знаниях, а значит, при оказании информационных услуг пользователям, должна осуществлять инновационную деятельность.
На сегодня в финансово-экономических справочных изданиях прослеживается несколько определений понятия «инновационная деятельность» (далее – ИД). В «Энциклопедическом словаре. Современная рыночная экономика» (М., 2004) под ИД подразумевается «процесс по преобразованию результатов научно-технической деятельности, итогов отдельных законченных научных исследований, разработок различных стадий единого научно-технического цикла или иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологиче-ский процесс, используемый производителем в собственной хозяйственной деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки» [10, с. 205]. В сетевом «Словаре бизнес-терминов» – это «деятельность, связанная с применением, внедрением новых идей (научных исследований и научно-технических разработок), усовершенствованных изделий, технологическиих процессов и т.д.» [7].
Термин «инновация» был впервые введен в научный оборот австро-американским экономистом Й. А. Шумпетером в работе «Теория экономического развития» (1911 г.). Под инновацией Й. Шумпетер подразумевал изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных, транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности, ориентированных на получение прибыли [2].
Философ А. И. Ракитов, исследуя состояние и перспективы информатизации культуры России, применил термин ко всем сферам политической, социальной и духовно-культурной жизни. По его мнению, инновацией является «деятельность по принятию и реализации рискованных решений в условиях высокой неопределенности, ориентированная на быстрое достижение целей, конкурентный выигрыш, значительное повышение рентабельности или иную форму выгоды» [6, с. 16].
В понятие инновации входят новые технологии, новые продукты, новые услуги, новые методы и способы их производства, переработки, передачи, внедрения и использования. Наиважнейшими из реализованных решений 20 века явились, согласно утверждениям социолога А. С. Киселева, 10 технологий:

 Интернет;
 генная инженерия;
 цифровая технология и создание обработки изображений;
 персональный компьютер;
 космические полеты;
 сотовая телефонная связь;
 ядерная энергетика;
 система электронных платежей;
 системы искусственного интеллекта;
 трансплантация человеческих органов» [1, с. 16];
 управление климатом


Информатизация культуры носила инновационный характер, поскольку способствовала формированию нового информационного общества, его духовной и социальной модернизации посредством создания, накопления и распространения информационного продукта в виде научного знания на принципиально новой технологической базе, что в сущности «обусловило вступление человечества в эпоху информационной цивилизации» [Там же, с. 18].
Информатизация культуры предполагала информатизацию и библиотечного дела. Именно в библиотеках были сконцентрированы все совокупные знания мира.
Интернет как прообраз информационного общества первоначально выступил в роли всемирной библиотеки, йотт-энциклопедии, зетт-магазина и экс-провайдера на базе коммуникационной технологической платформы между информацией и ее потребителем; платформы, организованной для конкретных целей, по определенным стандартам и правилам при взаимодействии финансовых, человеческих, энергетических, инструментальных и информационно-интеллектуальных ресурсов.
На законодательном уровне информатизация библиотечного дела и разработка программы создания общероссийской информационно-библиотечной компьютерной сети была сформулирована в 1992 г. Приказом Минкультуры России № 160 «О формировании государственной политики в области библиотечного дела» [5]. Гораздо ранее, в 1986 г. Министерство культуры приступили к компьютеризации библиотек.
«В 1991 году была принята первая отраслевая программа «Информатизация отрасли культуры», в рамках которой финансируются централизованное приобретение вычислительной техники и разработка автоматизированной библиотечно-информационной системы (АБИС) для библиотек Минкультуры России – региональных и некоторых федеральных (Российской государственной юношеской, Российской государственной детской и Российской государственной для слепых). В крупнейших федеральных библиотеках – Российской государственной, Российской национальной, Государственной публичной исторической и Всероссийской государственной библиотеке иностранной литературы – работы по автоматизации велись самостоятельно на средства, выделяемые им непосредственно из бюджета сна-чала Минкультуры СССР, потом Минкультуры РСФСР» [Там же], в библиотеках университетов – за счет средств вузов.
Взгляд на вузовскую библиотеку как на инструмент учебно-образовательного процесса давно себя исчерпал. Вузовская библиотека сегодня выступает в роли базового динамичного информационного центра, способного создавать собственные информационные ресурсы (электронные каталоги с полными текстами документов, прикрепленными к библиографическим базам данных), электронные библиотеки, библиотечные сайты и аккумулировать информационные ресурсы других социальных институтов, оплачивая доступ к ним, в целях оказания информационных услуг через осуществление инновационной деятельности. Инновационная деятельность нулевой кафедры образовательного учреждения связана с выбором информации, технологий, конкретных потребителей; с управлением научным знанием на стадии индустрии – переработки, передачи, рекламы; всех новых форм и методов информационно-библиографического обслуживания, включая технологии социальных сетей (виртуальная справка, форум, виртуальная выставка), формированием электронного заказа, электронной подписки, электронной выдачи документов и т. п.
Для четкого управления распределенными знаниями университетская библиотека не имеет права на ошибку в выборе мощной универсальной интегрированной системы, обладающей, по утверждению директора ГПНТБ России Я. Л. Шрайберга, «всем спектром обеспечения внутритехнологических задач… и открытой для онлайновых интернет-режимов» [9, с. 57]. А это значит, что в АБИС для библиотек должны быть встроены модули, поддерживающие работу с протоколами совместного использования информационных ресурсов; модули, позволяющие использовать символьно-алфавитные наборы; технологии работы с полными текстами; технологии предварительного электронного заказа информации, представленной в разной графической форме.
Использование университетской библиотекой инновационных методов в образовательном процессе обеспечивается также организацией удаленного доступа к электронным каталогам (ЭК), к электронным читальным залам, электронным библиотекам (ЭБ), электронно-библиотечным системам (ЭБС).
Первым законодательным документом, регламентирующим наличие «круглосуточного дистанционного индивидуального доступа к ЭБС из любой точки для каждого из 25 % студентов, обучающихся по конкретной дисциплине, является Прикaз Минобрнауки России от 03 сентября 2009 г. под № 323 «Об утверждении форм представления сведений соискателем лицензии для получения лицензии на право ведения образовательной деятельности»; вторым –  «Изменения, которые вносятся в форму справки о наличии учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса, необходимых для реализации заявленных к лицензированию образовательных программ (Приказ Минобрнауки № 588 от 7 июня 2010 г [4]).
К сожалению, ни в одной из норм статей ФЗ № 125 «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» законодательно не закреплена научно-техническая деятельность библиотеки как фундаментального элемента современной технологической культуры, важного объекта государственной информационной политики. И лишь в ст. 16 (гл. 3, п. 5) оговариваются права студентов на «бесплатное пользование в государственных и муниципальных высших учебных заведениях библиотеками, информационными фондами, услугами учебных, научных и других подразделений» вуза [3]. Информационно-технологическое обеспечение вузовской библиотеки не поддерживается ни в «Типовом положении об образовательном учреждении высшего профессионального образования» [http://g2p.tatar.ru/rus/prosv_postanowleniya_tipovye%20pologeniya%20OU.htm], ни в Уставах многих высших учебных заведений, ни в Положении о Министерстве науки и образования, ни в Положении Рособрнауки.
Пренебрежительное отношение к инновационной библиотечной деятельности имеет серьезные последствия. Что является фактором инновационного развития любого учреждения, в том числе, образовательного? – информационная культура пользователя. В эпоху ин-формационного кризиса, который находит свое выражение в ограниченных возможностях потребителя воспринимать и перерабатывать большие массивы информационной продукции, оценивать и грамотно использовать их; при котором большой удельный вес приходится на самостоятельную работу каждого индивида, не следует приостанавливать процесс формирования информационной культуры, сокращая часы сжатых лекционных и практических занятий. Информационная компетентность как инвариант профессиональной компетентности способствует закреплению и совершенствованию умений и навыков работы с предметной, специализированной информацией в рамках базовых программных средств; освоению новых знаний.
В то время, когда зарубежные библиотековеды разрабатывают концепции стоимости библиотечно-информационных услуг, вузовская библиотека через инновационную деятельность вносит свой посильный вклад в общую систему показателей качественно нового уровня инновационного развития университета.


К списку докладов