Канн С.К.  

Мониторинг обращений к ресурсам библиотечного сайта

Быстрыми темпами совершенствуются отрасли веб-проектирования, направленные на развитие поисковой оптимизации и продвижения сайтов (SEO). Большинство разработок фокусируется на Интернет-маркетинге и преследует цели усиления конверсии и увеличения продаж. С этой точки зрения, веб-мастера коммерческих сайтов совершенствуют искусство скрытого манипулирования вниманием посетителей и отслеживают «поведенческие факторы» для подспудного принуждения пользователей к операции телефонного заказа или оформления покупки на сайте. Другое дело - некоммерческие сайты, которые руководствуются своими специфическими особенностями: 1) они нацелены не на продажи (товаров, ссылок или трафика), а на предоставление библиотечных продуктов и услуг; 2) развивают универсальный контент, который, во всяком случае, отличается большей тематической широтой, чем у специализированных Интернет-магазинов; 3) оперируют понятиями уникальных информационных ресурсов, библиотечных стандартов и классификационных схем, а не «уникальных товарных предложений» и «товарных групп»; 4) свободны от назойливой рекламы и PR-акций. Вместе с тем, что касается параметров оценки библиотечных сайтов или инструментов, используемых для эффективного продвижения ресурсов, то они одинаковы как для коммерческих, так и для «бесприбыльных» сайтов, с поправкой, что специфика библиотечных веб-ресурсов касается всех понятий SEO - показателей отказов, глубины просмотра страниц, «запросообразующих», ключевых и трансакционных слов, поведенческих факторов, «юзабилити» сайтов и пр.

Среди постоянно развивающихся инструментов веб-анализа и мониторинга обращений, позволяющих выявить и исследовать библиотечную специфику, необходимо обратить внимание на Google Analytics и «Яндекс.Метрику». В марте 2011 г. наличные системы библиотечной веб-аналитики www.prometeus.nsc.ru (AWStats, баннерных проектов Rambler's Top100 и AR Nsc.Ru) дополнились большим комплексом новых метрик, генерируемых поисковой системой Яндекс. Материал, накопленный за пять месяцев, послужил основой для изучения особенностей функционирования сайта Отделения ГПНТБ СО РАН и позволил углубить представление о задачах и путях дальнейшего развития электронной библиотеки.


К списку докладов