Конкурентоспособность рассматривается профессиологами в качестве интегративной характеристики современного специалиста, обеспечивающей ему востребованность и высокую рейтинговую позицию на отраслевом рынке труда. Конкурентоспособность специалиста обусловлена его компетентностью – личностными качествами и качеством профессиональной деятельности.
Вопросы определения и оценки личностных качеств, а также аттестации практической деятельности специалиста библиотечно-информационной сферы не имеют однозначного решения. Существующие профессиональные регламенты (должностные инструкции, единые квалификационные требования должностей сотрудников и руководителей) в полной мере не отражают требований к специалистам библиотечно-информационной сферы.
Устранению субъективизма при оценке профессиональной деятельности специалиста может способствовать регламент нового поколения – профессиональный стандарт.
Под профессиональным стандартом понимают компетентностную модель специалистов конкретной области деятельности, содержащую требования к должностным обязанностям с учетом необходимых общекультурных и профессиональных компетенций (знаний, умений, навыков и личностных качеств), к уровню профессионального образования, а также требования к здоровью, опыту работы и др.
Специфика профессионального стандарта заключается в содержательном наполнении документа – интеграции необходимого и достаточного комплекса характеристик специалиста библиотечно-информационной сферы, согласованных со всеми субъектами профессионального сообщества и отражающих требования, предъявляемые к современной библиотеке социумом.
Помимо четкого описания должности, условий осуществления профессиональной деятельности, перечня должностных обязанностей, профессиональные стандарты отражают требования к профессиональным и общекультурным компетенциям; знаниям, умениям, навыкам; личностным качествам; средствам исполнения профессиональной деятельности.
Представленные в профессиональном стандарте требования к специалисту могут стать основой для формирования образовательных стандартов среднего и высшего образования, а также наполнения учебных программ профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации. Профессиональный стандарт библиотечной деятельности позволит согласовывать результаты обучения с потребностями рынка труда.
Основываясь на содержании профессионального стандарта библиотечной деятельности, работодатели смогут объективно оценивать кандидатов при трудоустройстве, вести мониторинг кадрового потенциала и проводить аттестацию персонала.
С целью изучения целесообразности и возможности разработки профессионального стандарта библиотечной деятельности Лабораторией инновационных образовательных технологий Кемеровского государственного университета культуры и искусств было проведено социологическое исследование. На предложение поучаствовать в опросе откликнулись 126 респондентов - руководителей библиотек различных типов 27 субъектов Российской Федерации. Анализ мнений респондентов показал неоднозначное отношение профессионального сообщества к идее формирования профессионального стандарта библиотечной деятельности.
Положительные отзывы, поддерживающие идею разработки профессионального стандарта, были получены от 85% респондентов. Они выразили свою заинтересованность в данном проекте посчитав его своевременной и предоставив свои контактные данные для будущего взаимодействия.
Другим мнением респондентов стало неверие в продуктивность профессионального стандарта. Некоторые опрошенные скептические отнеслись к представленной концепции: если ли смысл в разработке подобного документа, в то время как у библиотечной отрасли иные жизненно важные приоритеты.
Разошлись мнения относительно вариантов проектирования профессионального стандарта. Половина респондентов (51,8%) отмечают, что необходим единый документ, объединяющий требования ко всем должностям работников библиотек. Создание подобного документа позволит отразить комплекс требований к различным должностям. Такой подход был применен при подготовке проекта профессионального стандарта педагогической деятельности, в котором отражены педагогическая и управленческая деятельность на уровне организаций, функционирующих в области начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, дополнительного образования детей, в том числе образования детей с особыми образовательными потребностями.
24,1% респондентов разделяют мнение о необходимости создания системы профессиональных стандартов по основным должностям библиотечных работников (библиотекарь, библиограф, методист и др.). Целесообразность такого подхода обусловлена дифференциацией профессиональных компетенций сотрудников и их должностных обязанностей. Известна практика подготовки системы профессиональных стандартов по должностям. Так, например, в 2007 г. были введены в действие профессиональные стандарты в области информационных технологий для 9 должностей (администратор баз данных, системный аналитик, специалист по информационным ресурсам, программист и др.).
Четверть респондентов придерживается мнения, что необходима разработка профессиональных стандартов для основных типов библиотек (24,1%). К сожалению, ни российская, ни зарубежная практика подготовки профессиональных стандартов в зависимости от типа организации не известна. Возможность подобного подхода обусловлена спецификой библиотек различных типов: в научной библиотеке требования к кадровому составу отличаются от требований, предъявляемых в муниципальных библиотеках, активно реализующих досуговую и образовательную функции; в специальных библиотеках приоритет принадлежит личным качествам сотрудников, обслуживающих людей с ограниченными возможностями.
Несомненным условием формирования конкурентоспособного специалиста является взаимодействие практикующего, научного, образовательного и управленческого сегментов профессионального сообщества при разработке документов, регламентирующих профессиональную деятельность. На наш взгляд, актуальность разработки профессионального стандарта библиотечной деятельности очевидна. Обсуждению подлежат варианты его проектирования: подготовка единого документа, отражающего требования к специалистам библиотечной деятельности; формирование системы профессиональных стандартов по должностям библиотечных специалистов; создание системы профессиональных стандартов по основным типам библиотек.