Савенко Е.Н.  

Современный "самиздат": определение понятия

Нелегальная литература или так называемый «самиздат» бытовала в России столетиями. Главной функцией самоиздания было преодоление ограничений на информацию, установленных властными структурами. Это основополагающее предназначение  было основой различных определений сущности самиздата, как уникального социокультурного явления.  Так в универсальная гипертекстовая электронная энциклопедия Википедия  указывает, что это «способ неофициального и потому неподцензурного распространения литературных произведений, а также религиозных и публицистических текстов в СССР, когда копии изготавливались автором или читателями без ведома и разрешения официальных органов, как правило, машинописным, фотографическим или рукописными способами» . А автор трудов о социальной коммуникации А.В. Соколов определял самиздат как дополнительный коммуникационный канал, служивший для обхода цензурных барьеров официальной власти2. Как видим ключевым признаком классического самиздата во всех случаях являлась неподцензурность текста.  
В результате коренных преобразований, произошедших в стране в начале 1990-х гг., государственная монополия на средства информации была ликвидирована. Наряду с официальной прессой появилось огромное количество независимых, негосударственных изданий. Вместе с тем существует и большое количество  неофициальной, любительской печатной продукции,  по-прежнему именуемой самиздатом.  Что же представляет  собой этот новый социокультурный феномен в бесцензурном обществе? Какие характеристики ему присущи?
Согласно новому законодательству в области массовой информации и книгоиздания издательская деятельность в современной России носит не разрешительный, а регистрационный характер. Причем печатные издания с тиражом менее 1000 экземпляров регистрация не подлежат. Поэтому зачастую в качестве одного из основных критериев, характеризующих современный самиздат, выдвигается такой формальный признак, как малотиражность. Например, иркутский журналист В. Скращук характеризует современный самиздат как «совокупность средств массовой информации, каждое из которых издается небольшим тиражом (до 1000 экземпляров) одним человеком или группой лиц самостоятельно, без использования труда профессионалов при изготовлении макета»3.
Однако подобное определение корректно лишь при условии соблюдения самиздателями существующего законодательства. Но, как свидетельствует практика, это качество характерно далеко не для всех создателей альтернативной прессы, многие из которых принадлежат к маргинальным слоям общества. Некоторые самиздатчики разными способами обходят закон: не указывают исходные данные своей печатной продукции, увеличивают реальный тираж издания путем последующей его допечатки. Другие же в силу своих идеологических взглядов сознательно не соблюдают действующее законодательство. Пример тому - анархический самиздат постсоветского периода. В 1990- х гг. многие анархистские газеты в России имели трехтысячный тиражам. Со временем тираж самиздатовской анархистской периодики сократился, однако произошло это не из-за усиления законопослушности ее создателей, а из-за материальных проблем. Но и в настоящее время в стране выходит несколько   самодеятельных анархоизданий с солидным тиражом. Например, создатели анархо-журнала «Автоном», выпускаемого с 1995 г. по принципу   DIY (Do it yourself - сделай сам) намеренно превышают допустимый по закону тираж и печатают до 2 000 копий.  Нередки также случаи появления любительских музыкальных журналов, тиражи которых превосходят 1 тыс. экземпляров. Например, в Заринске во второй половине 1990-х гг. выходила самодеятельная информационно-музыкальная газета «Новый день», тираж которой составлял 3 тыс. экз.  Имеются сведения о выходе в свет в 2004-2005 гг. трех выпусков любительского журнала «Имхо», посвященного панк-хард музыке. Тираж издания составлял 2 тыс. экз. 
Уточнения требуют и другие критерии определения  современного понятия «самиздат».  Важным признаком указанной дефиниции ранее являлся также  процесс изготовления или «самоизготовление».  Например, бывший российский диссидент В. Буковский определял сущность самиздата советского времени следующим образом: «сам сочиняю, сам редактирую, сам цензурирую, сам издаю, сам распространяю…». .  По мнению А.В. Соколова, самиздат «тиражируется путем переписки (машинописи) и в силу этого относится к догутенберговской рукописной книжной культуре» .  Согласно определению, приведенному в «Энциклопедическом словаре крылатых слов и выражений»  самиздат –  это «выходящая нелегально литература, которая тиражируется благодаря личным усилиям автора и его единомышленников, минуя издательства и прочие официальные структуры» .  Однако представление о том, что размножение самодеятельной, любительской литературы осуществляется  исключительно кустарными технологиями печати  устарело. В настоящее время любой автор  может воспользоваться типографскими услугами и издать за личные средства свое произведение в оригинальном виде: без допечатной профессиональной подготовки.  И многие этим активно пользуются.  Наряду с авторскими книгами в типографском исполнении выходит немало любительских периодических изданий, панк/хардкор фанзин «Импоханг», журналы фантастики «Шалтай-болтай» и «Конец эпохи», журнал футбольных  фанатов «Русский фан-вестник» и др.  Внешне они выглядят  как профессиональные издания, но создаются любителями на некоммерческой основе.
Подводя итоги можно уверенно констатировать, что в современных условиях самиздат заметно модифицировался. Произошедшие изменения требуют выработки дефиниции, которая бы раскрывала сущность понятия «самиздат» применительно к современной обстановке. На наш взгляд новый самиздат – это незарегистрированные печатные издания, выпущенные одним человеком или группой лиц в авторской редакции на собственные средства.
 


К списку докладов