Альшевская О.Н.  

Книгораспространение в цифровую эпоху (на примерах книготорговых предприятий Сибири и Дальнего Востока)

На сегодняшний день бумажные носители информации в книжной торговле превалируют над электронными – потребитель пока еще чаще и охотнее покупает книги в книжных магазинах, а не скачивает в Интернете. Согласно экспертной оценке ведущих дистрибьюторов цифрового контента объем продаж электронных книг в Росси (суммарно В2С- и В2В-сегменты) ограничился в 2012 г. 235-250 млн руб., что составляет всего лишь 0,3 % книжного рынка России. Но темпы роста этого сегмента достаточно велики: +80% к продажам 2010 г. Таким образом, по мнению экспертов, соотношение сил в книгораспространении неуклонно и интенсивно меняется. Негативные прогнозы развития традиционного книгораспространения основаны и на общеотраслевых показателях, которые демонстрируют практически полную остановку роста выручки в рублевом выражении в 2011 г. на фоне сокращения количества проданных экземпляров в среднем на 5-8 %. 
Современность и успешность книжного магазина сегодня во многом предполагает активное использование цифровых решений в разных вариантах – это и продажа букридеров и электронной книги, и организация Интернет-магазинов, и внедрение «Печати по требованию», и создание и эффективное использование электронных клиентских баз.
Неординарным событием для российского книжного рынка стал старт продаж собственного ридера в компании «Буквоед» в декабре 2011г. Через это устройство клиент в первую очередь сможет купить в компании любую книгу, как электронную, так и бумажную; будет накапливать, читать и хранить свою личную библиотеку, а также сможет посмотреть, какие мероприятия проходят в этом месяце в сети «Буквоед», какие новинки появились. Таким образом, он будет реализовывать боле широкую, более интересную функцию читателя. Но «Буквоед» (Санкт-Петербург) – столичная компания, а положение и деятельность столичных и региональных книготорговых предприятий во многом различаются. По мнению руководителей региональных книготорговых компании («ПроДалитЪ» (Иркутск), «Аристотель» (Новосибирск) продажы ридеров в регионах не только экономически неприемлема на данный момент, но и не имеет перспективы на ближайшее будущее.
С учетом исторически сложившейся неразвитости российской инфраструктуры доставки книжного ассортимента в регионах можно было бы предположить востребованность на периферии еще одного достижения развития цифровых технологий – терминалов «печати по требованию». Но на самом деле «Print-On-Demand» – этот «убийца бумажных книг» – не спешит в региональные книжные магазины. В 2012г. подобная установка заработала в новом магазине компании «Аристотель» «BOOK-LOOK Академии Наук». Каталог терминала насчитывает несколько миллионов названий книг и дает возможность заказать и через 2-3 дня получить электронную или бумажную копию желаемой книги. Насколько востребована, эффективна и рентабельна будет подобная услуга в магазине судить рано, первые месяцы работы терминала в «BOOK-LOOK Академии Наук» не выявили большой покупательской заинтересованности.
Адекватно вписаться в современную цифровую среду книгораспространению помогает активное развитие Интернет-торговли. Годом поступательного развития книжной онлайн-торговли был назван 2009 г.: продажи через Интернет тогда, вопреки общему падению рынка, не только не снизились, но даже возросли. И в 2010–2011 гг. книжная Интернет-торговля продолжала бурно развиваться. Для регионального книгопокупателя значение развития книжной онлайн-торговли трудно переоценить: проникновение Интернета в регионы России уравнивает возможности столичных покупателей и «провинциалов» в пользовании любыми электронными информационными ресурсами, в том числе в возможности покупать книги через Интернет. Наиболее крупный российский книжный Интернет-магазин – OZON.ru. По оценкам покупателей, «практически любое издание, которое вы ищите в Интернете, высветится в его каталоге». Общий книжный ассортимент, доступный для заказа клиентами в апреле 2011 г., составлял около 500 тыс. наименований.
Кроме богатейшего ассортимента OZON.ru, сибирский книгопокупатель может воспользоваться и другими книжными Интернет-магазинами. В Новосибирске, Томске, Омске, Иркутске, Красноярске и других сибирских городах открыты многочисленные пункты доставки заказов практически всех крупнейших российских книжных Интернет-магазины. Кроме того, в последнее время многие сибирские издатели и книготорговцы либо открыли Интернет-магазины, либо предлагают онлайновый заказ своего ассортимента с почтовой или курьерской доставкой. Такие возможности покупателям предоставляют книготорговая компания «Британия – Миллениум», книжные магазины «Капитал», «Березка», «Букинист», книжная сеть «Почитай-ка» – «Скрепка», «Экор-книга», компания «Сибверк», оптово-розничная компания «Книга-клад», оптовая компания «Эксмар плюс», книжный магазин «Школьная планета», книготорговая компания «Автокнига». Интернет-магазины имеют оптово-розничные подразделения издательств «АСТ», «Эксмо», «Питер», «Олма Медиа групп», Сибирского университетского издательства, книготорговой компании «Мирс», «ПроДалитЪ», «Ярлу» («Аристотель»)  и др.
Важным, стимулирующим деятельность книготоргового предприятия является развитие клиентских баз на основе цифровых технологий. Работа с постоянными покупателями, ведение картотек постоянных покупателей всегда были необходимым условием функционирования книжного магазина. В современных условиях специалисты магазина, занимающиеся обратной связью с покупателями, постоянно в электронном формате уточняют текущие потребности клиентов, таким образом, каждый клиент получает интересующие именно его рассылки – новинки по тематике, приглашения на авторские встречи, заседания клубов. Магазинами организуется стимулирование покупок в виде ежемесячного награждения покупателей по результатам совершенных ими покупок. Столичный книжный магазин «Библиоглобус» (Москва) имеет огромную электронную клиентскую базу – более 300 тыс. активных клиентов. На региональном уровне подобные примеры многократно скромнее, но активно работаю с электронными клиентскими базами специализированные книготорговые предприятия: компания «Британия – Миллениум», оптово-розничная компания «Автокнига», антикварно-букинистический магазин «Сибирская горница» и многие другие.
Несомненным является то, что активное внедрение в деятельность магазина цифровых технологий должно сопровождаться развитием традиционной для книжного магазина культурно-досуговой деятельности. Превращение магазинов в культурные центры городов, хотя несмело, но приходит и на российский книжный рынок. Наиболее характерно это для столичных городов. Примером интереснейшей книготорговой площадки является «Парк культуры и чтения», открытый в Санкт-Петербурге в 2010 г. компанией «Буквоед». Немногочисленны, но реализованы подобные проекты и в регионах («КапиталЪ» (Новосибирск),  «Плиний Старший» (Новосибирск)). 
Книжная отрасль в целом и традиционная книготорговля в частности  переживают сегодня не лучшие времена. Стремительно и необратимо сокращаются вещественные потоки, соответственно, уменьшается потребность в их обслуживании. Напротив, ассортимент цифрового контента колоссальный, формируется он в различных направлениях и тематиках. Кроме того, множатся стартапы, предлагающие услуги по конвертации книг в электронный формат и созданию приложений, рекомендательные сервисы, решения для мобильного контента и бизнес аналитики.  У традиционных книгораспространителей, имеющих опыт работы с книгой есть шанс вписаться в продвижение этого контента, в его систематизацию, найти свое место в качестве агрегаторов цифрового контента.
Обобщая сказанное о цифровом будущем книжного магазина, хочется акцентировать внимание на том, что человек не компьютер, большинство остаются живыми людьми, которые чувствуют книгу, театр, живую музыку, и это, собственно, и является основной  системой защиты для традиционного книжного рынка. Несомненно, книжные магазины в цифровую эпоху должны становится еще живее, использовать в своей деятельности как цифровые решения в разных вариантах, так и реализовывать стратегию живого книжного пространства, источающего из себя большое количество событий в том или ином контексте, превращая книжный магазин в культурно-досуговый центр. И именно синергия большого количества разноплановых факторов  станет надежной и стабильной опорой в  долгосрочной перспективе развития, даст возможность магазину найти свое место в  нагромождении виртуальных ресурсов.
 


К списку докладов