Лизунова И.В.  

Чтение в структуре современного медиапотребления: смещение интересов от традиционного печатного слова к электронным медиа

В современных условиях формирования нового медиапространства, достаточно жесткого соперничества СМИ за аудиторию, стремительной модификации конъюнктуры рынка, печатная книга неуклонно теряет свои позиции, становится все менее конкурентоспособной, вынуждена искать новые пути и средства для выживания. Интернет все заметнее теснит печатную продукцию и шаг за шагом отвоевывает у нее читательскую аудиторию.
Проведенное в конце 2009 г. исследование ВЦИОМ показало насколько поменялось отношение к институту чтения у соотечественников за последние 15 лет, каковы их потребности в чтении с любого формата – бумажного или экранного.
Россияне больше не являются самой читающей нацией в мире: доля ежедневно проводящих время за книгой с 1996 к 2009 г. сократилась на треть до 22%.  При этом около половины граждан страны – 42% читают книги иногда. Возросла и доля тех, кто никогда не занимается чтением – до 35% против 20% в 1996 г.
Признавая факт утраты книгой своей особой миссии, ученые приводят такой фактор, как повсеместная потеря интереса к чтению, в том числе и в России. Согласно данным соцопросов, проведенных в 2007 г., россияне читают 7,1 часа в неделю и по этому показателю занимают 6 место в мире после Индии, Таиланда, Китая, Филиппин, Египта .
Тенденцию смещения интересов от чтения в сторону других медиа – телевидения, радио и Интернета подтверждают данные исследовательской компании «TNS Россия». В общем объеме медиапотребления в 2008 г. львиная часть времени отводилась телевидению (44%) и радио (30%). Далее по убывающей структура медиапотребления выглядела таким образом: Интернету среднестатистический россиянин отводил 6% своего времени, на прослушивание аудио и МР3 – 5%, чтение газет – 5%, книг – 4%, журналов – 3%, просмотр видео и DVD – 3% .
В информационных предпочтениях соотечественников, безусловно, доминирует телевидение, но онлайновые СМИ постепенно выходят на второе место по использованию их в качестве источников информации. Интернет все активнее выступает в качестве дополнительного источника и средства распространения информации. «Усложнение структуры досуга, появление различных средств коммуникации (телевидение, Интернет, мобильная связь) и увеличение способов получения информации повлекли за собой изменения в книжном чтении» .
Помимо модификации приоритетов медиапотребления произошли серьезные трансформации и в самом чтении . Возросло количество любителей скачивать книги из Интернета с 5% в 2006 г. до 11% в 2009 г. Причем наиболее этот способ востребован молодежью (27%) . Почти в два раза за эти же годы умножилось число сограждан использующих Рунет для чтения книг – с 20% до 38% .
При этом самым популярным форматом у читающих россиян в 2009 г. оставались традиционные печатные книги (89%). Треть опрошенных (28%) предпочитали электронные книги, а вот 33% о них ничего не знали. Наименее понятным и популярным видом книги в 2009 г. по-прежнему оставались аудиокниги: их предпочитали только 11%, а 59% не представляли, что это такое .
Результаты онлайн-опроса, проведенного информационным каналом «Subscribe.ru» и сервисом «Глас Рунета», свидетельствуют, что активная аудитория Интернета дает больше читателей книг, чем население страны в целом – 29,2% против 22% (по данным ВЦИОМ за 2009 г.). Среди пользователей Рунета в сравнении с обычными медиапотребителями много меньше и тех, кто не читает вообще или очень редко – 7% против 35%. Учитывая прогресс электронных устройств, чтение сегодня становится таким же высокотехнологичным, как и многие другие занятия человека. Это особенно ярко проявляется у молодежной аудитории.
Так, социологические исследования, проводимые среди учащейся молодежи Новосибирска, показали, что еще в 2010 г. книги, которые хотелось почитать, студенты либо покупали в книжных магазинах (50%), обменивались со знакомыми (13%), брали дома (13%), либо посещали библиотеки (5%). Примечательно, что за последующие два года резко возросло количество любителей скачивать, либо покупать книги через Интернет – с 19% в 2010 г. до 50% в 2012 г.
Кардинально изменилась за это время и структура медиапотребления молодежи. Так, в 2010 г. для студентов Сибирской государственной геодезической академии она выглядела таким образом: просмотру телевизора и посещению Интернета посвящалось 30% свободного времени, прослушиванию радио – 16%, чтению книг и журналов – 14,2%, газет – 0,8%, другим видам медиадосуга (в том числе и посещение библиотек) – 9%.
В 2012 г. студенты вуза признавались, что Интернет является для них лучшим времяпрепровождением. Многие газеты и журналы ими читаются в электронном виде, поэтому нет необходимости тратиться на прессу. Любимый журнал гораздо проще найти в Интернет-поисковике, интересную статью – в виртуальном пространстве, а любимую книгу – на литературном сайте и т.п. Тем не менее, именно на чтение, по утверждению опрошенных, времени катастрофически не хватает.
По утверждениям студентов, свое свободное время предпочли бы провести в Интернете 53% опрошенных, чтением книг, газет и журналов занялись бы 31%, просмотром телепередач – 11%, прослушиванием радио – 5%. Однако в реальности цифры выглядят несколько иным образом, телевизор по-прежнему занимает львиную долю досуга – до 68%, компьютер, в том числе Интернет и игры – 33%, на прослушивание музыки уходит 27%, а на чтение книг – 17%. Разница в цифрах предполагаемого и реального медиапотребления студентами скорее свидетельствует об отсутствии у большинства из них домашнего компьютера и, соответственно, возможностей обращения к услугам Интернета. При росте благосостояния учащейся молодежи и технических возможностей вузов, библиотек, по все видимости, цифра пользования Интернетом будет гораздо выше и близка к желаемой.
Таким образом, результаты социологических исследований позволяют говорить о стремительно меняющейся структуре медиапотребления современных россиян и, в первую очередь, молодого поколения. Интернет становится для них ведущим фактором проведения досуга, основным источником информации (в том числе и в потребления книг), превращается в весомую альтернативу бумажно-печатным изданиям. Однако делать выводы о том, «возникла ли уже новая формация читателей, с несколько иным, нежели у традиционных, способом восприятия “печатного слова”» , на наш взгляд, еще преждевременно. Рынок электронной книги только формируется, впрочем, как и его аудитория. Е-читатели «образуют совершенно новую, постоянно растущую среду книжного рынка, которая в недалеком будущем может стать доминирующей» .
 


К списку докладов