Резник М.В.  

Отдел городского абонемента Государственной универсальной научной библиотеки Красноярского края в электронной среде

Отдел городского абонемента Государственной универсальной научной библиотеки
Красноярского края в электронной среде


           За последние годы библиотека преобразилась очень сильно. Вложения средств в информацию всегда окупаются в будущем: чем современней, доступней библиотека будет для пользователей, тем большее значение она будет приобретать в общественной жизни. Развитие техники и каналов связи, появление возможности мгновенного обмена информацией с любой точкой мира привело к началу формирования глобального информационного общества.
           В нашей библиотеке пользователь может получить доступ к книжному фонду, электронному каталогу, Интернет, коллекции обучающих и развлекательных медиа-ресурсов. Среди услуг – поиск, копирование, сканирование, печать данных. Среди электронных услуг: электронный фонд, удаленный пользователь, мобильный доступ, электронная доставка документов, системы электронного документооборота, автоматизация всех технологических процессов, электронный МБА.
          На сегодняшний день отдел городского абонемента предлагает читателям помимо традиционного книжного фонда автоматизированные рабочие места (АРМ) пользователей, в которых читатели могут воспользоваться бесплатным Интернет, Wi-Fi, электронным каталогом. 
          Обслуживание через отдел городского абонемента ведется как в традиционной «очной» форме, когда читатели сами приходят в библиотеку, так и в электронном виде, когда читатель, зайдя в свой личный кабинет через электронный каталог нашей библиотеки, может заказать для себя книги, а приехав в библиотеку, сразу же получить готовый заказ, тем самым, значительно сэкономив время поиска книг. Личный кабинет удобен для читателя также тем, что дает возможность проследить историю взятых книг, книги при этом выстраиваются в ретроспективе – от первой книги до последней. Это удобно, когда читатель забыл названия ранее взятых книг, и ему нужно составить список прочитанной литературы. Также читатель может увидеть свой формуляр, который отображает книги, которые у него сейчас есть на руках, и увидеть срок их продления или возврата.
            Таким образом, предварительный заказ на литературу через личный кабинет позволяет пользователям получить доступ к библиотечным фондам в любое удобное для него время.
           Общение с пользователями в виртуальном пространстве продолжается на страницах блога библиотекарей в Живом Журнале сотрудники отдела городского абонемента рассказывают об интересных книгах, новинках, готовящихся мероприятиях, фото-выставках. На сайте нашей библиотеки также в разделе «Виртуальные выставки» действует продолжающая виртуальная выставка «Встань и иди: книги, помогающие жить», которая содержит в себе описание книг, рассказывающих о сильных людях, которые не сломались под ударами судьбы и добились своего права на счастье. Информация о книгах и мероприятиях отображается также в группе «ВКонтакте», в периодических изданиях, например, статьи журнала «Новая библиотека» доступны и в электронном виде.
           Наша библиотека в своей работе уже давно использует автоматизированную библиотечно-информационную систему «ИРБИС», с помощью которой автоматизированы все процессы – от поступления книги, записи ее пользователю, до списания из каталогов библиотеки. В отделе, как и во всей библиотеке, применяется технология радиочастотной идентификации (RFID), которая используется для электронного заказа и выдачи изданий, в том числе через станцию самостоятельной книговыдачи, воспользоваться которой может каждый читатель при наличии электронного читательского билета. Через систему «ИРБИС» в отделе городского абонемента также ведется работа с задолжниками – при наличии электронной почты читателю отправляется электронное письмо-напоминание о возврате книг, что значительно экономит время и почтовые расходы.
           В настоящее время в России и мире много говорится о конце традици¬онной библиотеки и о новой информационной эпохе. Несомненно, что библиотека  изменится и как учреждение, и как соци¬альный институт. Изменятся и ее отношения с пользователем. Сегодня библиотека должна соответствовать требованиям современности – только благодаря этому она может остаться нужной и жизненно необходимой своим читателям и обществу в целом.
           Фонды библиотек ста¬новятся все более доступными всем, кто заинтересован в работе с ними не только в стенах библиотеки, но и за ее пределами. Благодаря использова¬нию новых технологий  становится возможным создание цифровых копий документов. Теоретически, создаваемая на их основе дигитальная библио¬тека делает возможным пользование фондом библиотеки из любой точки Земли, где имеется соответствующие технические возможности.  Вместе с тем в условиях расширения физических границ действия библиотеки и расширения круга получаемых библиотеками документов, в условиях все большей «виртуализации» их деятельности не исчезла и традиционная функция — функция обслуживания, а именно обслуживания на территории самой библиотеки.
                                                                                                                         Марина Васильевна Резник,
                                                                Библиотекарь отдела городского абонемента ГУНБ Красноярского края

Файл тезисов: Отдел городского абонемента Государственной универсальной научной библиотеки Красноярского края в электронной среде.docx


К списку докладов

Комментарии

Имя:
Код подтверждения: