Сатаев Р.М.   Сатаева Л.В.   Дубова Н.А.  

Формы отношений человека с растениями и животными в практике изучения традиционных обществ

Докладчик: Сатаев Р.М.

Р.М. Сатаев1, Л.В. Сатаева2, Н.А. Дубова1
1 ФГБУН Институт этнологии и  антропологии 
им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН
1Москва, Россия
2  ФГБОУ ВО Башкирский государственный аграрный университет,
2Уфа, Республика Башкортостан, Россия
rob-sataev@mail.ru, lvsataeva@mail.ru, dubova_n@mail.ru
Формы отношений человека с растениями и животными
в практике изучения традиционных обществ

R.M. Sataev1, L.V. Sataeva2, N.A. Dubova1
1Institute of Ethnology and anthropology, Russian Academy of Sciences, 1Moscow, Russia
2Bashkir State Agrarian University
2Ufa, Republic of Bashkortostan, Russia
rob-sataev@mail.ru, lvsataeva@mail.ru, dubova_n@mail.ru
Forms of human relations with plants and animals in the practice of traditional societies research

Работа выполнена в рамках реализации Госзадания Института этнологии и антропологии РАН. 

ABSTRACT: This article is devoted to the study of the role and place of plants and animals in the culture of human societies. These plants and animals are real botanical and zoological objects with which a person interacts in the process of his life, as well as phytomorphic and zoomorphic images in the traditional worldview, religion, art.
Species that directly and indirectly interact with humans include those that, firstly, are the source of products that can serve different purposes: utilitarian (to meet the needs of food, body protection, technical raw materials, labor, etc.); aesthetic and / or prestigious and / or entertainment (decoration of homes and adjacent space, clothing, hats, contemplation of plants and animals in nature, breeding or keeping them in captivity due to special external attractiveness or other qualities, etc.); sacred (the use of plants and animals, their parts in rituals, the manufacture of amulets, etc.).
Secondly, species that pose a threat to human life and health, the safety of their property (poisonous, burning, harmful plants, predatory animals, pests of crops and buildings, pathogens and vectors of diseases, etc.)
Thirdly, species that are objects of worship, special respectful attitude (for example, "the cult of trees", "bear cult", etc.).
The study of these issues should also be supplemented by retrospective information obtained through a comprehensive study of archaeological sites.

Роль растений и животных в человеческой культуре многогранна. Представители флоры и фауны на протяжении всей человеческой истории являлись важной составляющей природного и культурного окружения человека. Растения и животные были и остаются по настоящее время источником разнообразной, жизненно необходимой для человека продукции. Фитоморфные и зооморфные образы стали частью традиционного миро-воззрения народов, глубоко проникли во все религии мира, а растительные и животные мотивы прочно закрепились в искусстве. Доисторическая мифология и ритуалы основывались на всестороннем восприятии флоры и фауны, что проявилось в широком распространении образов животных и растений в изобразительном искусстве и литературе, где они символизируют силы природы – сверхъестественные силы, ответственные за созда-ние, уничтожение и обновление мира [Collins, 2002, с. 3].
В связи с этим можно констатировать, что выяснение места и роли растений и животных в человеческой культуре можно отнести к числу фундаментальных научных проблем. Вслед за А. Блекли [Bleakley, 2000, с. 38-40], можно говорить, что растения и животные существуют в жизненном опыте людей в трех сферах. Первая из них относится к реальным биологическим объектам, вторая – к индивидуальному и коллективному их восприятию (как материальных, так и воображаемых объектов), третья – к использованию образов растений и животных в виде символов, кодов, знаков в языке (в качестве сравнений, метафор и т.д.). Таким образом, растения и животные, в широком понимании термина (сами биологические объекты, происходящая от них продукция, и их образы, закрепленные в сознании) являются неотъемлемой частью человеческой культуры. Поэтому в контексте изучения культуры, растения и животных следует рассматривать не столько как биологические объекты, а как культурный феномен, объединяющий вокруг себя целый круг социально-культурных явлений раз-ного порядка (собирательство – охота, земледелие – животноводство, связанные с ними орудия, фитоморфные и зооморфные образы в языке, мифологии и изобразительном искусстве, ритуалы связанные с земледелием, охотой, животноводством). Из вышесказанного следует, что человек и че-ловеческое общество в целом связано с миром растений и животных множеством разнообразных, осознаваемых и неосознаваемых отношений. При анализе этих отношений нужно исходить из того, что изучение «растений» и «животных», в контексте культуры включает выяснение роли и места:
1) реальных ботанических и зоологических объектов, с которыми человек тем или иным образом взаимодействует в процессе своей жизнедея-тельности;
2) фитоморфных и зооморфных образов в традиционном мировоззрении, религии, искусстве.
Первая задача – изучение роли реальных растений и животных, как части природного и культурного окружения человека предполагает, в том числе, определение перечня растений и животных (биологических объектов, диких и культурных форм) с которыми человек (как индивидуум) и общество (как человеческий коллектив) тем или иным способом контактирует в процессе своей жизнедеятельности. Для решения этой задачи необходимо конкретизировать формы возможных отношений человека (человеческого общества) с растениями и животными.
К видам, непосредственно и опосредованно взаимодействующим с человеком, следует отнести  те, которые:
1) Являются источником используемой человеком продукции
– относительно растений: пищевые и лекарственные растения, источники наркотических веществ, сырье для изготовления изделий, топливо, корм для разводимых человеком животных;
– относительно животных: источники посмертной (мясо, шкуры, кости – зубы, роговые образования, железы, раковины и т.п.), или прижизненной (молоко, шерсть, перья, физическая сила, естественные удобрения и т.п.) продукции.
Продукция растительного и животного происхождения может служить разным целям:
– утилитарной (для удовлетворения потребностей в пище, средствах защиты тела, техническом сырье, рабочей силе и т.п.);
– эстетической и/или престижной и/или развлекательной (украшение жилищ и примыкающего к ним пространства, одежды, головных уборов, созерцание растений и животных в природе, разведение в культуре или содержание их в неволе из-за особой внешней привлекательности либо других качеств  и т.п.);
– сакральной (использование растений и животных, а также их частей в ритуалах, изготовление из них амулетов, оберегов и т.п.).
2) Представляют угрозу для жизни и здоровья человека, сохранности его имущества:
Относительно растений:
– ядовитые и жгучие виды, аллергены (опасные для человека или домашних животных);
– дикорастущие виды, засоряющие посадки культурных растений, угнетающие культурные формы, обедняющие почвы, промежуточные хозяева инфекций;
– растения, которые активно разрастаясь, разрушают постройки и инженерные сооружения.
Относительно животных:
– нападающие на человека и/или домашних животных в целях пропитания (хищные виды);
– наносящие вред человеку и/или опекаемым им животным при случайных контактах (ядовитые рептилии, амфибии, рыбы, беспозвоночные);
– являющиеся возбудителями, носителями (в том числе не контактирующие с человеком и/или домашними животными непосредственно), разносчиками инфекций человека и/или домашних животных или паразити-рующие на них;
– наносящие вред сельскому хозяйству или продуктовым запасам (поедающие урожай культурных растений и/или повреждающие сами растения, перекапывающие почву, поедающие и портящие запасы пищи);
– конкурирующие с человеком и/или домашними животными за естественные ресурсы (охотящиеся на объекты охоты человека, поедающие плоды дикорастущих растений, пасущиеся в местах выгула домашнего скота и т.д.);
– наносящие вред постройкам и инженерным сооружениям (непосредственно разрушающие строения или способствующие их разрушению в результате своей жизнедеятельности).
3) Являются объектами поклонения, особого почтительного или бережного отношения (например «культ деревьев», «медвежий культ» и т.п.), независимо от того входят они в выше перечисленные группы или нет.
4) Окружают (сопровождают) человека в его повседневной жизни, но не относятся ни к одной из выше перечисленных групп. Хотя такие виды не являются источниками продукции, объектами специального интереса человека и не представляют для него какой-либо опасности, постоянно находясь рядом с ним могут получить собственное название, войти в культуру, как вполне определенный фитоморфный или зооморфный образ.
Как уже отмечалось, взаимодействие растений и животных с человеком может осознаваться, либо не осознаваться им. Приведенная выше классификация включает группы растений и животных, взаимодействие с которыми обычно осознается на основании жизненного опыта человеческого коллектива. При этом один и тот же вид может взаимодействовать с человеком – человеческим обществом одновременно в разных формах. 
Нужно заметить, что с одной стороны, круг видов взаимодействующих с человеком (антропоценоз – в одном из своих значений) значительно уже, чем совокупность всех представителей флоры и фауны обитающих и культивируемых на окружающей человека территории. С другой стороны, он куда шире, чем перечень видов, идентифицируемых и классифицируемых представителями конкретной культуры. Образы последних, закре-пившись в коллективном сознании, включаются в образно-предметное пространство носителей культуры и обычно получают свое отражение в языке.
Следует добавить, что изучение вопросов, связанных с развитием отношений человека с миром животных и растений, с эволюцией форм этих отношений будет неполным без привлечения ретроспективной ин-формации, получаемой преимущественно (а в отношении культур, не оставивших письменные источники – единственно) путем последовательного, комплексного изучения археологических памятников. В связи с этим, при-веденная выше классификация может быть использована и при выяснении особенностей отношений между человеком (человеческим обществом) ис-торического прошлого и представителями флоры и фауны, с учетом различий методических подходов в этнологии и археологии.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Bleakley A. Aesthetic Animals. The Animalizing Imagination: Toteism, Textuality and Ecocriticism. New York: St. Martin’s Press, 2000. P. 25-39.
Collins B.J. Animals in Hittite Literature // A History of the Animals world in the Ancient Near East. (Handbook of oriental studies: Sect. 1, The Near and Middle East; Vol. 64). Leiden-Boston-Köln: Brill, 2002. P. 237-250.
 


К списку докладов