Марсадолов Л.С.  

Отражение феномена тёплой и холодной сезонности в древних «художественных» образах

Для жизнедеятельности человека всегда были важны сезонные изменения в природе, экономике, социальной, военной, психологической и культовой деятельности. На сакральных «художественных» образах разных исторических эпох и культур во многих регионах мира и у различных народов отразились тёплые весенне-летние и холодные осенне-зимние периоды (рис. 1).  На палеолитической пластине со стоянки Ла Ваш во Франции изобразили летний и зимние сезоны на примерах изменений возраста животных и облика растительности.
На сосуде из Лепесовки было нанесено 12 секторов с разными схематическими знаками, которые большинство исследователей отождествляет с 12 календарными месяцами. На зеркале из Келермеса на Кубани отмечено чередование мирных и агрессивных сцен. Весна – прилёт птиц, просыпается медведь. Весна мирно переходит в Лето – деревья с листвой, сытые животные (восход солнца – Львица и Баран), но на заходе солнца – сцена борьбы Льва с Быком и грядущая Осень (Кабан). Зима – голодное время, борьба за  добычу.
На деревянном саркофаге из большого кургана Башадар-2 на Алтае вырезаны изображения тигров, лосей, горных баранов и кабанов. У тигров при движении меняется «густота шерсти». У крайнего восточного тигра на стенке колоды менее густая шерсть, чем у тигра на «западном» конце саркофага (рис. 2). Наблюдения за изменениями в природной сезонности постепенно привело к созданию разных календарных систем.


К списку докладов