Терюков А.И.  

Русская этнография в Санкт-Петербурге. XVIII – начало XX вв. (Историографический аспект).

История отечественного народоведения напрямую связана с историей становления российской гуманитарной науки, которая с момента создания Петром Великим Академии наук, фактически до конца 1930-х годов была связана с Петербургом-Ленинградом. Именно здесь постепенно формировались те основные научные институты, которые занимались не только развитием этнографии как науки, но и изучением наиболее крупной и основной этнической группы Российской империи – русских.
Во многом этому способствовала знаменитая дискуссия «О происхождении имени и народа российского» между Г.Ф. Миллером и М.В. Ломоносовым, на котором впервые был поставлен вопрос о политогенезе у восточных славян [Об этом см.: Каменский А.Б. 1991; Фомин В.В. 2005], который базировался на основе русских летописей и скандинавских сказаний. Именно это мероприятие показало, с одной стороны, слабость источниковедческой базы отечественной истории и этнографии того времени, а с другой, необходимость серьезного изучения как истории, так и этнографии русских. И это становится одной из задач Императорской Академии наук в Санкт-Петербурге.
Но первые научные знания об русских появляются только в 1760-1770-х годов, после завершения т.н. физических или академических экспедиций, работавших в Поволжье, на Урале, в Сибири, на Кавказе [Гнучева В.Ф.1940]. В опубликованных материалах путешествия И.И. Лепехина и Н. Озерецковского мы видим первые более или менее объективные данные по русским на различных территориях Европейской части России [Лепехин 1771, 1772, 1780, 1805; Озерецковский Н.Н.; П.И.; Кошечкин Б.И. 1989; Фрадкин 1953.]. Первая попытка обобщения полученных данных была предпринята Георги И.Г. в 4 томе его многотомном «Описании всех, в Российской государстве обитающих народов…» [Георги И.Г. 1799; Головнев, Киссер 2015. С. 59-69].
Монополия Академии наук в этом разделе отечественной науки была прервана в середине XIX века, когда была основано Русское географическое общество. Этнографическое отделение РГО проставило перед собой задачу изучения русского народа. В 1846 г. Н.И. Надеждин, ставший позднее, в 1848 г. председателем ЭО РГО выступил с программной статьей «Об этнографическом изучении народности русской», в которой обосновал необходимость исследования русских и обозначил основные направления научно-этнографического его исследования (изучение исторической географии народа, народной психологии, археологии, быта и др.) Так, он отмечал необходимость «отмечать и описывать все собственно русское, все, чем мы, народ русский, отличаемся от прочих народов в своем складе и быте, в своих способностях, расположениях, потребностях и привычках, в своих нравах и понятиях: нравах, как являются они на том раздольном просторе домашней, своеобычной жизни, где всякий человек сам себе господин». [Надеждин. 1846. с. 61-115; Пыпин. 1890. с. 234-276; Сабурова. 1977. с. 5-21; Каменский 1984; Соловей. 1994. с. 103-107]. ЭО РГО была разработана и издана специальная программа для сбора этнографических сведений, которая была разослана по всем губерниям Российской империи. В ответ было получено значительное количество ответов, которые хранятся в Архиве РГО, в том числе и о русских. Само это собрание было описано и издано Д.К. Зелениным в 3-х выпусках [Зе-ленин].
Обобщение всего сделанного в этом направлении в течение XVIII-XIX вв. было сделано А.Н. Пыпиным в его в 4-х томной «Истории русской этнографии». По его мнению, только с 1840-г. русская этнография получила характер научной дисциплины. Изучению русских были посвящены 2 первых тома его сочинения. Он впервые поставил вопрос о необходимости изучения истории национальной русской этнографии наряду с малорусской и белорусской этнографии [Пыпин. 1890-1892].
Конец XIX века был отмечен появлением еще одного центра, осуществлявшего сбор материалов по русской традиционной культуре, на сей раз частного. В 1897 г. по инициативе князя B.Н. Тенишева в Санкт-Петербурге было образовано «Этнографическое бюро», которое проработало до 1901 г. Составленная и опубликованная в том же году Бюро программа включала пункты, ответы на которые могли наиболее полно охватить различные стороны духовной и материальной культуры русского крестьянства: наружный вид, общественная и семейная жизнь, верования и т.д. [Программа; Баранов. с.176-186]. Деятельность этого учреждения резко способствовало расширению круга источников по данной проблеме [Фирсов. 1988. с. 15-27; Фирсов, Киселева. 1992. с. 3-14]. Весь массив этих материалов сегодня хранится в Российском этнографическом музее [Начинкин. 1955. с. 159-163]. В 2006 г. Российский Этнографический музей начал работу по изданию материалов «Этнографического бюро». На сегодняшний день опубликованы уже 11 томов под названием «Русские крестьяне. Жизнь. Быт. Нравы. Материалы «этнографического бюро» князя В. Н. Тенишева». В каждом томе, посвященной одной губернии, публикуются статьи корреспондентов, с примечаниями и рисунками, если такие имеются в оригинальной рукописи. В конце публикуются фотографии из архива Этнографического музея.
Менее всего известно о дискуссии 1901-1903 гг. Она возникла в связи с созданием Этнографического отдела Русского музея имени Александра III. Музей сразу создавался как национальный, русской национальной культуры. Наряду с художественным и художественно-промышленным отделом, создавался и этнографический отдел. В этой дискуссии активное участие принял Д.А. Клеменц. Он считал необходимым, что отдел должен стать центральным этнографическим музеем Российской империи, основой которого необходимо сделать показ современного быта русского народа как государствобразующего этноса. Это вновь поставило на повестку дня интенсификацию изучения русского народа, усиление сбора этнографических коллекций, формы и методы их музеефикации и т.п. [Об этом см.: Милевский, Панченко. 2017. с. 598-616].


К списку докладов