Назад

Дубынин А.В.  

ЭКОЛОГИЯ В ОБРАЗОВАНИИ БУДУЩЕГО: ПРАКТИЧЕСКИЙ СМЫСЛ

Высшее образование переживает в настоящее время этап глубокой и интенсивной трансформации. На смену индустриальному, «фабричному» подходу, когда на выходе в качестве результата обучения ожидается получение специалиста конкретной профессии, приходит пост-индустриальный. Более востребованным становится человек с богатым человеческим капиталом, обладающий не только общими и специальными знаниями и умениями, так и надпредметными компетенциями – прежде всего, это умение работать с разнородной информацией, быстро ориентироваться в больших массивах данных, уметь доучиваться и переучиваться при смене темы или работы, уметь с нуля осваивать новые сферы знания и так далее. Это связано с проникновением Интернета практически во все сферы жизни человека, с нарастающим потоком создаваемой человечеством информации, подвижностью рынка труда и глобальной технологической революцией.
В cвежем докладе The New Media Consortium обозначены шесть ключевых тенденций в университетском образовании.
(1) Университеты все чаще рассматриваются как площадки для инноваций. Эксперты утверждают, что руководство университетов должно стимулировать творческий подход в обучении, готовность идти на риск, а также поощрять развитие предпринимательских элементов в своей структуре.
(2) Университеты все чаще объединяют ресурсы и координируют действия для достижения общих целей, в том числе – предоставления более доступного, дешевого и качественного образования в мировом масштабе. Бывшие конкуренты становятся партнерами, что позволяет активнее внедрять передовые (цифровые) технологии в образовательный процесс. Яркий пример такого сотрудничества онлайн-платформа EdX, совместный проект MIT и Гарварда.
(3) Университеты тщательнее анализируют данные о прохождении студентами образовательных курсов, что позволяет выстраивать индивидуальные образовательные траектории, и даже заранее прогнозировать вероятную оценку, которую студент получит на экзамене.
(4) На смену школьным классам и университетским аудиториям приходят массовые открытые онлайн курсы (massive open online courses, MOOC). Де-факто базовое высшее образование становится доступным и бесплатным для всех знающих английский язык. Этому способствуют специальные онлайн-платформы типа Coursera, инициативу проявляют и сами университеты. К примеру, MIT уже выложил в сеть все свои образовательные курсы.
(5) Онлайн-курсы все шире используются как элемент «смешанного образования», когда базовые знания студент получает в Интернете, а преподаватель тратит свое время не для начитывания лекций, а для обсуждения сложных для понимания и дискуссионных моментов, практических работ и индивидуальной работы со студентами.
(6) Многие университеты постепенно отходят от традиционных аудиторий, делая выбор в пользу открытых пространств (open space), аудиторий для командной работы, мультимедийных пространств, обеспечивающих удаленную коммуникацию [Отчет..., 2015]*.
Интересным опытом «предсказания» профессий будущего является создание в России альманаха перспективных отраслей и профессий на ближайшие 15–20 лет – «Атласа новых профессий». Авторы утверждают, что он поможет понять, какие отрасли будут активно развиваться, какие в них будут рождаться новые технологии, продукты, практики управления и какие новые специалисты потребуются работодателям [Атлас..., 2015]**. Они прогнозируют, в частности, появление к 2030 году как минимум 23 новых профессий, связанных с ростом требований к экологичности как одному из основных выявленных мировых трендов.
«Экологичность» технологий – не единственная область приложения экологии. С нашей точки зрения, значение экологии, наряду с когнитивными науками, молекулярной биологией и материаловедением, в XXI веке будет неуклонно расти. Человечество столкнется с критическими проблемами, которые заставят правительства мира вкладывать средства в поиск их причин и решений. На фоне продолжающегося демографического роста люди в полной мере ощутят нехватку еды и питьевой воды, потерю мест отдыха, нарастание негативных климатических событий вследствие разрушения природных экосистем, деградации пахотных землей, химического загрязнения, истощения морских ресурсов. Это потребует резкой экологизации общемировой политической повестки и вложения значительных средств в исследования и разработку подходов и технологий, способных снизить негативные последствия антропогенного воздействия на планету.
Станет насущной тотальная инвентаризация экосистемных услуг (ecosystem services) биосферы. С этой задачей плотно связана необходимость выделения экологического каркаса и формирования на его основе сети охраняемых природных территорий (ОПТ) глобального, регионального и локального уровня, способной эти экосистемные услуги обеспечивать, а также экологической реставрации (ecosystem restoration) уничтоженных или деградированных экосистем в узловых местах экологического каркаса. В настоящий момент 12,5% площади наземных экосистем Земли в той или иной степени охраняются. Текущий ориентир на 2020 г., зафиксированный в Конвенции по биологическому разнообразию, – 17%, при этом рост площади ОПТ практически прекратился, а природоохранные структуры многих стран испытывают недофинансирование (Watson, et al., 2014). 
Это потребует интенсификации прикладных исследований и разработки технологий в области природоохранной биологии (conservation biology), которые, с моей точки зрения, будут подпитываться новыми фундаментальными знаниями, появляющимися при тесном взаимодействии биогеографии, как более аналитической науки, и экологии, как более экспериментальной. Риклефс и Дженкинс (2011) выделяют несколько областей такого продуктивного контакта: сравнительная экология, теория ниш, изучение «сборки» сообществ (community assembly) и в целом феномена биологического разнообразия.
Университеты своей образовательной, исследовательской и просветительской деятельностью могут внести весомый вклад как в развитие экологии как фундаментальной науки, так и ее актуальных прикладных направлений, имеющих злободневный практический смысл сейчас и в будущем. Для этого, в частности:
(1) необходимо перестраивать процесс изучения экологии, расширяя как методический репертуар – больше использовать МООС, смешанного обучения, обучения по индивидуальным планам (в НГУ была такая практика), пр., так и содержание существующих курсов, делая акценты на передовые направления современной экологии;
(2) целесообразно расширить программу за счет интенсивных формах обучения — межвузовских молодежных школ для мотивированных студентов с приглашением выдающихся ученых и известных консервационистов, летних практик и самостоятельных экспедиционных работ студентов и сотрудников университетов; 
(3) следует провести инвентаризацию образовательных ресурсов, размещенных в Интернете в свободном доступе, в случае необходимости формировать партнерские отношения с коллегами из других университетов и использовать лучшие готовые планы и курсы;
(4) при формировании площадок инновационного развития экология и природоохранная биология должны рассматриваться как одни из перспективных направлений для разработки новых технологий и тем для междисциплинарных разработок;
(5) актуально создавать специализированные университетские центры (институты) по изучению и сохранению биоразнообразия и оценке экосистемных услуг в разных регионах страны и мира;
(6) важно реализовать информационно-просветительскую функцию университетов для всего общества с помощью разработки актуальных образовательных ресурсов, проведения открытых научных событий, интенсивного взаимодействия с медиа и политиками, в том числе и силами волонтерских студенческих объединений.
Похоже, что только университеты с их ярко выраженной гуманистической миссией могут (и должны!) выступить промоутерами общепланетарной «биофильной» философии [Wilson, 1984], без которой нас ждет большая беда.
Выдающийся эколог и биогеограф, наш учитель Игорь Васильевич Стебаев отмечал, что трудно любить всю биосферу, но «вообще есть еще и наши малые родины в виде биосферы над нашим Отечеством, в виде, скажем лесов у нашего дома и реки, и озера у нашего порога. Здесь чувство любви уже реально, и оно поможет нам, несомненно, применить свои знания ... к нашей жизни для того, чтобы проникнувшись ими, вновь уже иным взором окинуть дарованный нам мирозданием весь наш Отечественный дом» [ Цит. по Стебаев, др., 1993].

* http://cdn.nmc.org/media/2015-nmc-horizon-report-he-RU.pdf
** http://atlas100.ru/


К списку докладов