Индустриальные информационные системы - 2013

г. Новосибирск, 24-28 сентября 2013 г.

Золотухин Ю.Н.   Белоконь С.А.   Васильев В.В.   Филиппов М.Н.   Ян А.П.  

Автоматизированные системы диспетчерского управления движением поездов Новосибирского метрополитена.

Докладчик: Золотухин Ю.Н.

Представлены архитектура и программное обеспечение автоматизированной системы диспетчерского управления (АСДУ) движением поездов Новосибирского метрополитена, в частности: SCADA-система, предназначенная для создания многоуровневых программных комплексов повышенной надёжности и быстродействия; измерительная подсистема, решающая задачу автоматического контроля состояния напольного оборудования, прогнозирования и анализа неисправностей; а также моделирующий комплекс, позволяющий выполнить тестирование программного и аппаратного обеспечения АСДУ до начала монтажа оборудования.
Разработанная АСДУ движением поездов представляет собой трехуровневую структуру, состоящую из комплекса автоматизированных рабочих мест (АРМ) и программируемых логических контроллеров (ПЛК), распределенных на значительном пространстве и работающих в темпе реального технологического процесса. Система объединяет распределенную микропроцессорную систему и маршрутно-релейные централизации (МРЦ) на каждой станции.
SCADA-система предназначенная для создания многоуровневых программных комплексов повышенной надёжности и быстродействия, обеспечивает функционирование АСДУ в соответствии с предложенной в рамках проекта архитектурой, существенным отличием которой от классической схемы с  иерархией «основной-резервный» является параллельная рассылка копий команд управления по нескольким независимым каналам.
Для решения задачи мониторинга состояния оборудования разработана специализированная подсистема, которая обеспечивает измерение аналоговых сигналов и анализ накопленных данных с целью выявления трендов параметров и оценки остаточного ресурса устройств, таких как стрелочные электроприводы, реле, светофорные лампы и др., позволяя тем самым решить задачу автоматического контроля состояния напольного оборудования, а также диагностировать и предупреждать возможные неисправности.
Для комплексной отладки технических и программных средств в лабораторных условиях собран моделирующий стенд, в состав которого входит программно-аппаратный комплекс, осуществляющий моделирование аппаратуры маршрутно-релейной централизации и напольного оборудования станции, программируемый контроллер, а также автоматизированные рабочие места оперативного и эксплуатационного персонала.
К настоящему моменту представленная система функционирует на станциях «Березовая роща», «Площадь Гарина—Михайловского», «Заельцовская», «Красный проспект», «Золотая нива», «Сибирская», «Студенческая» и «Площадь Маркса».
Для новых станций метрополитена предложена схема полностью микропроцессорной системы управления движением поездов, на основе которой разрабатывается АСДУ движением поездов для проектируемых станций «Гусинобродская» и «Молодежная» Новосибирского метрополитена.


К списку докладов