Индустриальные информационные системы - 2013

г. Новосибирск, 24-28 сентября 2013 г.

Жучков Д.В.  

Автоматизированная система поддержки размещения муниципального заказа

АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ РАЗМЕЩЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ЗАКАЗА

Жучков Д.В.

Институт вычислительного моделирования СО РАН. E-mail: dimkas@icm.krasn.ru.
 

    В работе описаны основные характерные черты автоматизированной системы поддержки размещения муниципального заказа, функционирующей в г. Красноярске, а также рассмотрен вопрос модернизации указанной системы в связи с изменением нормативно-правовой базы.

    Автоматизированная система поддержки размещения муниципального заказа (АСП МЗ) – это отраслевой программный комплекс, состоящий из ряда информационных систем, установленных и используемых в муниципальных учреждениях города Красноярска. Основной задачей комплекса является информационная поддержка процессов планирования, организации и контроля размещения муниципального заказа, т.е. приобретения товаров, работ и услуг для муниципальных нужд.
    Структура сети муниципальных заказчиков – учреждений, задействованных в размещении муниципального заказа в городе Красноярске, представляет собой трехуровневую древовоидную иерархию. Во главе сети учреждений находится единый уполномоченный орган – департамент муниципального заказа администрации города Красноярска, который организует и проводит все процедуры закупок товаров, работ и услуг. На втором уровне расположены 37 главных распорядителей бюджетных средств, отвечающих за отраслевое и территориальное деление муниципальных учреждений. На нижнем уровне находятся 480 муниципальных учреждений (больницы, школы, детские сады и т.д.). Программный комплекс АСП МЗ охватывает более чем 120 учреждений, непосредственно участвующих в размещении муниципального заказа, включая уполномоченный орган и всех главных распорядителей.
    В состав комплекса АСП МЗ входят 6 взаимосвязанных информационных систем:

  • «Муниципальные потребности»;
  • «Муниципальный заказчик»;
  • «Мониторинг движения документов»;
  • «Библиотека документов»;
  • «Система ведения справочников»;
  • «Модуль обновления реестров и справочников».

    Система «Муниципальные потребности» используется в муниципальных учреждениях, а также у главных распорядителей бюджетных средств и обеспечивает ввод и обработку сведений о планируемых муниципальных закупках на текущий год и плановый период. Собираемый ежегодно реестр муниципальных потребностей содержит более 40 тысяч строк и используется для формирования сводного плана-графика закупок на текущий год. Для уполномоченного органа создана специальная версия системы «Муниципальные потребности», позволяющая консолидировать поступающие от заказчиков данные и контролировать корректность сводного реестра.
    Система «Муниципальный заказчик» является основным программным продуктом, используемым специалистами муниципальных учреждений и главных распорядителей бюджетных средств для автоматизации размещения муниципальных закупок и контроля муниципальных контрактов. Создание муниципальных закупок в системе происходит на основе сведений реестра муниципальных потребностей, для чего две указанные выше информационные системы используют единую базу данных.
    В состав сведений о закупке входит информация о связанных потребностях, сведения извещения, а также документация о закупке, подаваемая в электронном виде. Указанный набор сведений передаётся на согласование в уполномоченный орган.

    Сведения между системой «Муниципальный заказчик» и уполномоченным органом передаются с помощью специально разработанного транспортного веб-узла, действующего в сети администрации города Красноярска. Указанный веб-сервер реализует пакетный транспортный протокол на основе протокола http. Система передачи данных позволяет её участникам адресно обмениваться всеми необходимыми сведениями, включая электронные документы.
    Со стороны уполномоченного органа принимающей системой для передаваемых данных о закупках является система «Мониторинг движения документов», которая предназначена для обработки поступающих сведений о закупках и контроля их продвижения по отделам уполномоченного органа.
    В функции системы «Мониторинг движения документов» входит первичная регистрация поступающей документации, передача документов по отделам департамента муниципального заказа, контроль соответствия сведений о закупки и реестра муниципальных потребностей, а также функции согласования данных с муниципальным заказчиком.
    В случае обнаружение недочетов в сведениях о закупке или в прикреплённой документации пакет данных возвращается муниципальному заказчику на доработку. Использование электронный версий документов позволяет исключить обмен множественными бумажными документами, а внедренные в систему средства контроля версий электронных документов позволяют отслеживать историю изменения документации.
    После успешного завершения итерационного процесса согласования документация по закупке поступает в отдел, непосредственно занимающийся организацией процедур муниципального заказа (конкурсов, аукционов, запросов котировок). Автоматизированным рабочим место специалиста указанного отдела является информационная система «Библиотека документов», выполняющая функции управления сведениями о закупке на этапах её публикации, подачи и рассмотрения заявок, а также при подведении итогов процедур.
    Основным назначением системы «Библиотека документов» является формирование типовых рабочих документов (протоколов, таблиц, списков и т.д.), используемых на этапе рассмотрения заявок и подведения итогов процедур. Формирование указанных рабочих документов происходит путём автоматизированного заполнения специализированных шаблонов. Таким образом, достигается высокая скорость подготовки документов, а также появляется возможность оперативного внесения изменений в подготавливаемые рабочие документы, путём исправления соответствующих шаблонов.
   Дополнительными функциями «Библиотеки документов», позволяющими сократить трудозатраты сотрудников, является автоматизация обмена данными с общероссийским официальными сайтом zakupki.gov.ru, а также с федеральными электронными площадками, на которых проводятся открытые аукционы в электронной форме. Автоматизация обмена данными с ООС заключается в публикации сведений и протоколов на сайте через шлюз интеграции, а автоматизированный обмен данными с электронными площадками позволяет автоматически получать с площадок список заявок и итоги проведения аукционов, а также направлять на площадки результаты рассмотрения заявок.

    Входящие в комплекс АСП МЗ система ведения справочников, а также модуль обновления реестров и справочников являются служебными системными инструментами, которые используются для администрирования программного комплекса и автоматизации операций обмена данными в системе. Система ведения справочников отвечает за управления структурой всей базы данных АСП МЗ, которая в настоящий момент насчитывает более 450 таблиц. Все таблицы в базе данных объединены единой унифицированной информационной и структурной моделью, что позволяет использовать общий инструментарий для управления всеми составляющими базы данных.

    Модернизация системы в связи с изменениями законодательства
    Изменения действующей нормативно-правовой базы и, в первую очередь, принятие Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О федеральной контрактной системе в области закупок для государственных и муниципальных нужд», привели к необходимости внесения серьёзных изменений в автоматизированную систему поддержки размещения муниципального заказа.
    На ближайшую перспективу (2013-2014 гг.) намечено несколько основных направлений изменений:

  • Первичное приведение системы в соответствие Федеральному закону №44-ФЗ – изменение внешнего вида системы, логики её работы, а также шаблонов рабочих документов в связи с изменением набора процедур размещения заказа, используемых формулировок и требований к рабочей документации.
  • Изменение этапа планирования – переход на установленные формы плана и плана-график закупок, как основные формы планирования муниципальных закупок. В связи с этим запланировано объединение информационных систем «Муниципальные потребности» и «Муниципальный заказчик», с тем чтобы на рабочих местах специалистов в муниципальных учреждениях осталась только одна информационная система, обеспечивающая поддержку всех этапов муниципальных закупок.
  • Формирование библиотеки типовых документов – постепенный переход на использование типовых форм для разрабатываемой документации по процедурам закупок, а также  для заключаемых контрактов и договоров. Целья такого перехода является введение единых городских стандартов на размещаемую документацию и заключаемые договора.
  • Переход на использование Интернет-технологий для работы с данными и электронными документами – централизация информационных ресурсов, операций обмена данными между заказчиками, главными распорядителями и уполномоченным органом, централизация операций обмена с общероссийским официальным сайтом и федеральными электронными торговыми площадками.

    В среднесрочной перспективе (2015-2017 гг.) направлением развития АСП МЗ является создание на её базе муниципальной информационной Интернет-системы области закупок для муниципальных нужд, интегрированной с общероссийской единой информационной системой в области закупок.


К списку докладов