Новосибирск, Россия, 30 мая – 4 июня 2011 г.

Международная конференция
«Современные проблемы прикладной математики и механики: теория, эксперимент и практика», посвященная 90-летию со дня рождения академика Н.Н. Яненко
№ гос. регистрации 0321101160, ISBN 978-5-905569-01-2

Мороков Ю.Н.   Десятков Б.М.  

Моделирование падения на землю остатков ракетного топлива

Докладчик: Мороков Ю.Н.

     Представлены результаты моделирования загрязнения земной поверхности остатками ракетного топлива (НДМГ - несимметричный диметилгидразин), выдавливаемого из баков первой ступени ракеты-носителя "Протон-М" после отделения ступени на высоте около 42000 метров.
      Расчёты были проведены по заказу представителей Роскосмоса во взаимодействии с Гидрометцентром России для конкретного пуска РН "Протон-М", состоявшегося 20 марта 2010 года.
      Использовалась динамическая модификация разработанной нами ранее модели, которая уже применялась для моделирования аналогичных задач в 2004-2009 годах. В модифицированной модели капли топлива падают не с квазиравновесными скоростями, как в предыдущих расчётах, а в явном виде рассчитываются ускорения капель относительно воздуха. Модель также обобщена на случай падения окислителя - азотного тетроксида (АТ). В последнем случае точность модели ограничена недостатком имеющихся экспериментальных физико-химических данных для АТ.
      Основной целью данной серии расчётов было выяснение возможности по прогнозным данным Гидрометцентра предсказывать для конкретных пусков районы максимального выпадения на землю остатков ракетного топлива с возможностью предварительной организации проведения замеров концентраций аэрозолей в воздухе и на земной поверхности в режиме реального времени пуска.
      Полученные в расчётах результаты дают представление о точности таких прогнозных оценок. При удалении от точки выброса топлива примерно на 70 км отклонение прогнозных данных для точек максимальной концентрации загрязнения земной поверхности составляет около 20 км для прогнозов за 6 и 4 дня до даты пуска. Отсюда следует необходимость использования прогнозных метеоданных, максимально приближенных по времени к моменту пуска, и проведения соответствующих расчётов практически в режиме реального времени пуска.

Файл тезисов: Morokov_2011_1.doc


К списку докладов
© 1996-2017, Институт вычислительных технологий СО РАН, Новосибирск