Новосибирск
26-28 сентября 2014 г.
НГУ будущего: мобилизуем возможности

Дебренн М.  

Как облегчить иностранным студентам адаптацию в НГУ

На данный момент НГУ разворачивает большую активность для привлечения иностранных студентов на всех этапах обучения, из стран, далеких от России как по климатическим, так и по культурным характеристикам.
Однако недостаточно простого «привлечения» студентов, нужно еще обеспечить им комфортные условия для обучения в НГУ. Необходимо избегать отсев иностранных студентов (для справки процент успевающих иностранных студентов во Франции на первом курсе 17%, что в три раза ниже процента успеваемости «местных»).
Одной из центральных проблем адаптации иностранных студентов является их знание русского языка. Преподавание русского языка за рубежом сократилось во многих странах, и иностранные студенты, приезжающие на учебу в НГУ, владеют им в недостаточной мере не только для обучения (которое может полностью или частично проводиться на английском языке), но и для комфортного существования. Языковой барьер – важная компонента культурного шока, испытуемого приезжающими студентами и мешающий им достичь хороших результатов в учебе. Сам факт, что обучение может производиться на английском языке не способствует, а усугубляет эту проблему для тех иностранцев, для которых английский язык не родной: им приходится одновременно практиковать два иностранных языка, и их владение русским языком не прогрессирует. Таким образом, приезжающим студентам необходимы интенсивные курсы русского языка в НГУ, до начала обучения (на подготовительных курсах) и во время его (в летних интенсивных курсах, в адаптационном центре).
Однако даже те, что знает русский язык на должном уровне, испытывают сложности в освоению материала потому, что методика преподавания в их родном вузе (или в школе, если речь идет о студентах, приезжающих в НГУ после международных олимпиад) сильно отличается от того, с чем они встречаются в НГУ. Необходимо заранее дать им как можно больше сведений методологического характера, знакомить их с типом заданий, с организацией учебного процесса, спецификой этого процесса именно в НГУ, с его высокой интеграцией образования и науки. 
Обучение в России, в Сибири предполагает знакомство с российской культурой в целом и с его сибирской спецификой. Это особенно важно для тех, кто приедет учиться в НГУ на английском языке, но не только для них. Необходима широкая, разнообразная и бесплатная социокультурная программа для студентов-иностранцев. Необходимо обеспечить максимальное общение между иностранными студентами и их российских сверстников: опыт зарубежных вузов показывает, что это общение не происходит само по себе и его нужно, хотя бы в начале, подталкивать, через участие иностранных студентов в факультативах, спортивных мероприятиях, в целом – во внеучебной работе.
Предотвращения культурного шока у прибывших студентов осуществляется различными мероприятиями, среди которых - создание двуязычной (русско-англоязычной) среды обитания на всем кампусе НГУ, встреча в аэропорту, сопровождения в первые недели для решения административных вопросов усилиями волонтьеров, владеющих родным языком приезжающих, «горячая» телефонная линия на английском (и, по необходимости, другом) языке для решения неотложных проблем организационного или психологического плана, психологическая профессиональная консультация на иностранном языке, курсы межкультурного общения и воспитания межкультурной толерантности.
В докладе будет изложен обзор адаптационных проблем иностранных студентов, анализ опыта зарубежных партнеров НГУ, советы российских студентов, прошедщих путь адаптации в зарубежных вузов, и рекомендации для создания комфортной среды для иностранных студентов, приезжающих в НГУ. 


To reports list

Print page

© 1996-2017, Institute of computational technologies of SB RAS, Novosibirsk