Научная программа
![](/files/conferences/univerlib2022/701126/3d_logo.jpg)
“Динамика библиотечно-информационного обеспечения образования, науки и культуры”
Омск, Россия
15-16 ноября 2022 года
Предлагаем примерные темы для пленарных докладов:
-
перспективы модернизации библиотек вузов в контексте Стратегии развития библиотечного дела в РФ и Стратегии цифровой трансформации науки и высшего образования;
-
программы, стратегии и концепции развития библиотек вузов.
Секция 1. Библиотеки вузов в информационном пространстве
15 ноября 2022 г.
12:30 - 14:45
Председатель секции: Шепель Михаил Олегович, директор Института дистанционного образования Национальногоо исследовательского Томского государственного университета, председатель секции библиотек высших учебных заведений Российской библиотечной ассоциации, канд. ист. наук.
Сопредседатель: Котова Ирина Владимировна, директор Научно-технической библиотеки Томского политехнического университета, член Постоянного комитета секции библиотек высших учебных заведений российской библиотечной ассоциации.
Тематика секции предполагает рассмотрение следующих вопросов:
-
библиотеки в условиях цифровой трансформации образования и науки: цифровые сервисы библиотек; цифровые образовательные платформы и библиотеки; трансформация традиционных услуг в цифровой формат; новые цифровые компетенции библиотечных специалистов; технологические аспекты реализации единой цифровой среды для информационных ресурсов библиотеки и образовательного контента вуза;
-
эффективное взаимодействие, интеграции и коллаборации библиотеки: опыт совместных разработок с подразделениями вуза и внешними организациями; формы взаимодействия (партнёрство, спонсорство, соучастие); преимущества совместной работы; перспективы совместных/сетевых проектов;
-
модернизация систем управления библиотеками и библиотечным делом: трансформация организационно-штатной структуры и пространства библиотеки; внедрение новых функций; опыт эффективного административного взаимодействия с руководством вуза;
-
элементы 4-й технологической революции в библиотеках (большие и связанные данные, искусственный интеллект и пр.): вопросы сбора и аналитической обработки больших данных в библиотеке; центр управления большими данными в библиотеке; использование связанных данных при описании объектов библиотечного фонда, создание онтологий; AR и VR-технологии в библиотечной деятельности; возможности искусственного интеллекта в библиотечном обслуживании;
-
проведение научных исследований: темы и методики научно-исследовательской деятельности библиотек вузов; изучение информационных потребностей читателей, изменений в их информационном поведении и научной коммуникации;
-
методическое обеспечение и сопровождение библиотечно-информационного обслуживания: формирование среды для внедрения инноваций; новые формы и направления методической работы.
Секция 2. Библиотека в системе образовательных и научных коммуникаций университета
16 ноября 2022 г.
10:00 - 12:15
Председатель: Барышев Руслан Александрович, проректор по научной работе Сибирского федерального университета, вице-президент Российской библиотечной ассоциации, канд. филос. наук.
Сопредседатель: Ольгина Инна Геннадьевна, директор библиотеки Омского государственного технического университета.
В рамках секции будут рассмотрены следующие вопросы:
-
ресурсы и услуги библиотеки в образовательной и исследовательской деятельности вуза: виды библиотечных ресурсов и услуг для научной и образовательной деятельности; новые библиотечные услуги / продукты для разных категорий пользователей; проблемы качественного обеспечения информационными ресурсами обучающихся и научно-педагогических работников;
-
библиотека в системе продвижения практик открытой науки и открытого доступа: опыт создания открытых репозиториев, участие в наполнении репозитория вуза; методы продвижения ресурсов открытого доступа; собственные ресурсы с открытым доступом к информации; участие в корпоративных проектах по открытому доступу;
-
научная аналитика и наукометрия в вузе: организация сбора и анализа наукометрических показателей вуза; наукометрический анализ как функция библиотеки; проблемы сбора наукометрических данных в сегодняшней ситуации;
-
возможности библиотеки по поддержке университетских программ дистанционного образования: включение информации о ресурсах в дистанционные курсы; участие в создании вузовских образовательных платформ;
-
библиотека в стратегических и научных проектах вуза: участие библиотек в разработке стратегических программ и проектов вуза; библиотека как объект стратегического планирования в вузе; возможности библиотек по информационно-аналитическому сопровождению научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических разработок, в т. ч. стартапов;
-
библиотечные информационно-образовательные программы, мероприятия в онлайн-среде: адаптация традиционных мероприятий для онлайн-представления; оригинальные онлайн-мероприятия; сравнительный анализ эффективности традиционных и онлайн-форм проведения мероприятий.
Семинар "Управление исследовательскими данными"
15 ноября 2022 г.
15:15 - 16:15
Ведущие: Редькина Наталья Степановна, зав. отделом научных исследований открытой науки ГПНТБ СО РАН, г.н.с., д-р пед. наук.
Артемьева Елена Борисовна, зав. отделом научно-исследовательской и методической работы ГПНТБ СО РАН, г. н. с., д-р, пед. наук.
Темы семинара:
-
основные понятия по управлению исследовательскими данными и этапами жизненного цикла данных;преимущества подготовки плана управления данными;
-
шаблоны планов управления данными;
-
классификации данных (по источникам получения, форматам данных, стабильности представления) и форматы файлов;
-
категории и стандарты метаданных: Dublin Core, DDI (Data Documentation Initiative), EML (Ecological Metadata Language), ISO 19115, MINSEQE (MINimal information about high throughput SEQeuencing Experiments) и др.;
-
идентификаторы данных: ARK (Archival Resource Key), DOI (Digital Object Identifier), InChI (IUPAC International Chemical Identifier), LSID (Life Science Identifiers) и др.;
-
требования к публикации и цитированию;
-
требования к совместному использованию данных, различные типы открытых лицензий и возможности лицензирования данных;
-
преимущества и проблемы, связанные с обменом исследовательскими данными (авторское право, конфиденциальность и др.);
-
надежные и наиболее известные репозитории данных (B2Share, Zenodo, Open Science Framework (OSF), Figshare и др.), навигаторы по репозиториям (re3data.org и др.);
-
возможные риски при долговременном сохранении цифровых данных и др.
Круглый стол авторов и издателей/агрегаторов
16 ноября 2022 г.
12:45 - 14:15
Ведущие: Тесля Елена Владимировна, проректор по научной работе Сибирского института бизнеса и информационных технологий, канд. пед. наук.
Фалалеева Ирина Александровна, директор научной библиотеки Омского государственного университета путей сообщения, председатель Омского областного методического объединения библиотек вузов, канд. филос. наук
В рамках мероприятия планируется обсудить следующие вопросы:
-
публикация работ НПР в издательских структурах вузов;
-
издание научных, учебных и учебно-методических материалов в сторонних для вуза издательствах;
-
исключительные и неисключительные права авторов;
-
вопросы размещения учебных и учебно-методических пособий сотрудников университетов на платформах ЭБС и других электронных информационных ресурсов;
-
продвижение изданий НПР вуза в профессиональной среде и среди обучающихся.
Тематическая сессия «Проверка на некорректные заимствования: подходы, методы, решения»
16 ноября 2022 г.
14:15 - 15:30
Ведущий: Филиппова Ольга Анатольевна, ведущий специалист учебно-методического центра компании "Антиплагиат"
В ходе тематической сессии предлагается обменяться опытом работы библиотек с сервисами по проверке текстов на оригинальность; поделиться проблемами координации/взаимодействия с преподавателями/руководителями ВКР; рассказать о роли библиотек в формировании культуры цитирования в студенческих работах (сервисы цитирования в ЭБС, корректность и точность данных в библиографических ссылках, использование при подборе списка литературы лицензионных, авторитетных научных и образовательных ресурсов); раскрыть процесс экспертной оценки текстов на оригинальность (алгоритм работы с отчетом, сопоставление и анализ списка литературы и источников заимствования).
Участникам предлагается обсудить вопросы:
-
Место библиотеки в цепочке «Подбираем, пишем, проверяем, публикуем». На каком этапе должна подключиться библиотека?
-
Необходимый процент оригинальности в студенческих работах в вашем вузе – объективный показатель или нужна коррекция?
-
Допустимый процент самоцитирования в научных текстах в вашем вузе?